вторник, 25 мая 2021 г.

Законопроект об электронном документообороте внесён в Государственную Думу

Правительство 17 мая 2021 года внесло в Государственную Думу законопроект №1173189-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты»».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается следующее:

«В хозяйственной деятельности ежегодно создается порядка миллиарда документов (точный объем на текущий момент посчитать невозможно) и 55 миллиардов фискальных чеков. Суммарные затраты хозяйствующих субъектов на создание, обработку и хранение бумажных документов ежегодно составляют 6 миллиардов человеко-часов. Общие затраты, связанные с бумажными документами, составляют около 3,5 триллионов рублей, что, в свою очередь, составляет 3,7 процента от ВВП страны за 2018 год».

«Помимо регулирования вопросов конвертации и создания дубликатов документов, законопроект также содержит нормы, регулирующие порядок хранения электронных документов (в том числе электронных архивных документов).»

«В целях предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан, законопроектом также ограничивается перечень лиц, имеющих право осуществлять деятельность по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов, в результате которой обеспечиваются соответственно равнозначность конвертированного электронного документа исходному электронному документу, равнозначность дубликата документа исходному документу, неизменность юридической значимости электронных документов в процессе их хранения.

Согласно законопроекту, такая деятельность может осуществляться:

1) обладателем документа (в отношении документа, который он соответственно единолично подписал или который он получил) или обладателями документов совместно (в отношении документов, которые они вместе подписали, при этом хранение может осуществляться любым из обладателей);

2) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию в соответствии со статьей 11.7 Закона No 149-ФЗ в редакции законопроекта;

3) иными лицами без получения ими лицензии в случаях, предусмотренных федеральными законами.»

Законопроект предполагает внесение изменений в 22 федеральных закона.

Принятие новых законодательных норм потребует принятия значительного числа нормативно-правовых актов, список которых приведен в «Перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона». В данный перечень входят:

Постановления Правительства РФ (Исполнитель - Минцифры России. Соисполнитель - Минэкономразвития России):

  • О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (в части определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов).

  • Об установлении требований к процедуре конвертации электронных документов.

  • Об установлении требований к процедуре создания электронных и материальных дубликатов документов.

  • Об утверждении порядка подтверждения действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми первоначально подписаны переданные на хранение электронные документы.

  • Об установлении требований к порядку хранения электронных документов.

  • Об установлении требований к образованию, уровню квалификации и опыту работы, которым должны соответствовать лица, непосредственно осуществляющие деятельность по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов.

  • Об установлении требований к программным и программно-аппаратным средствам, предназначенным для осуществления деятельности по проведению конвертации электронных документов и (или) созданию электронных и материальных дубликатов документов и (или) хранению электронных документов.

  • Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за нарушение обязанностей в ходе осуществления деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов, а также Перечня случаев, в которых заявители и лица, получившие лицензию на осуществление деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности за нарушение обязанностей в ходе осуществления такой деятельности.

  • Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов.

  • Об установлении Порядка передачи невостребованных электронных документов третьих лиц лицом, действие лицензии которого на осуществление деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов прекращено, иному лицу, имеющему аналогичную лицензию.

Приказы федеральных ведомств:

  • Приказ Минцифры России «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов». Исполнитель - Минцифры.

  • Приказ Минцифры России «Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении лицами, получившими лицензию на осуществление деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов». Исполнитель - Минцифры России. Соисполнитель - ФСБ, ФСТЭК.

  • Приказ Росархива «Об установлении дополнительных функциональных требований к порядку обеспечения неизменности, целостности и пригодности для использования электронных архивных документов постоянного и временного (свыше 10 лет) срока хранения». Исполнитель - Росархив. Соисполнители - Минэкономразвития, ФСБ.

  • Нормативный акт Банка России «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».  Исполнитель - Банк России.

Мой комментарий: Документ требует тщательного изучения, однако настораживает то, что, по мнению зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, новый законопроект об электронном документообороте не упрощает работу бизнеса.

Кузнецов отметил, что «законопроект – ключевая тема программы Цифровая экономика, и бизнес его готовил вместе с АНО «Цифровая экономика» на протяжении трех лет. Тем не менее предложения бизнес-сообщества не были учтены, а результатом стал текст, который нивелирует положительный экономический эффект и порождает новые регуляторные барьеры».

Для справки: Сбербанк хранит порядка 12 миллиардов листов бумажных документов, которые занимают более 70 тысяч квадратных метров складских площадей, а ежегодные траты банка на хранение бумажных документов составляют 2,5 миллиарда рублей.

Так что обсуждения законопроекта в Государственной Думе могут быть жаркими.

Источник: сайт Государственной Думы
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1173189-7?fbclid=IwAR3M2xrUNhL-Zlkx80hzUnJO20I6KviElmKah7EOyTXem2YbBbKgW8ZDghY
https://1prime.ru/finance/20210517/833673129.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий