Данная новость была опубликована 25 сентября 2020 года на сайте французской Национальной комиссии по информатике и свободам граждан CNIL (Commission nationale de l'informatique et des libertés, http://www.cnil.fr/ - это национальный уполномоченный орган по вопросам защиты персональных данных) и на сайте Cyberdroit.fr.
7 сентября 2020 года Национальный уполномоченный орган по вопросам защиты персональных данных CNIL опубликовал адресованный специалистам и пользователям аналитический отчёт (белую книгу), в котором рассматриваются этические, технические и правовые аспекты технологий «голосовых помощников» (assistant vocal). Поскольку записи голоса являются биометрическими данными, в «белой книге», в частности, подчёркивается необходимость уважения неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных. Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность общения, пользователь может, например, отключить свой микрофон или удалить все записанные данные.
Белая книга называется «Для Ваших ушей: Анализ этических, технических и правовых вопросов, связанных с голосовыми помощниками» (À votre écoute - Exploration des enjeux éthiques, techniques et juridiques des assistants vocaux), объёмом 88 страниц, см. https://www.cnil.fr/sites/default/files/atoms/files/cnil_livre-blanc-assistants-vocaux.pdf
Что такое «голосовой помощник»?
Понятие «голосового помощника» можно определить как программное приложение, предлагающее возможность устного диалога с пользователем на естественном языке.
Мы различаем естественные и формальные языки. Формальный язык имеет однозначную семантику и предназначен для разработки компьютерных программ. Поэтому человек-оператор, который разрабатывает или желает взаимодействовать с разработанной на формальном языке компьютерной программой, должен адаптироваться к ней как в плане лексики, так и в плане синтаксиса. И, наоборот, естественный язык имеет семантику, характерную для языка, на котором общаются люди. В зависимости от особенностей языка и разнообразия лексики, одна и та же инструкция может быть сформулирована разными способами; в то же время некоторые команды могут казаться похожими, но относиться к двум разным объектам. Чтобы устранить эту двусмысленность, мы часто прибегаем к механизмам логического вывода, например, принимая во внимание то, что было сказано ранее, временя, когда была дана инструкция, место, объект интереса человека и т.д.
Голосовой помощник можно рассматривать как набор модулей, способных выполнять различные задачи: захват и воспроизведение звука, автоматическая транскрипция речи (преобразование речи в текст), автоматическая обработка естественного языка, стратегии ведения диалога, доступ к онтологиям (структурированным наборам данных и понятий, относящихся к определенной предметной области) и к внешним источникам знаний, генерация языка, синтез речи (преобразование текста в речь) и т.д. Головой помощник должен поддерживать взаимодействие с целью выполнения действий («включить радио», «выключить свет») или получения доступа к знаниям («какая погода будет завтра?», «будет ли сегодня поезд в 7:43?»). Таким образом, он играет роль посредника и организатора, призванного облегчить пользователю выполнение его задач.
Голосовой помощник - это не «умная звуковая колонка» ... однако умная колонка может быть оснащена голосовым помощником.
Во вводной части белой книги CNIL отмечает:
«Голосовые помощники, ставшие в последние годы незаменимыми, открывают новую эру использования окружающих нас цифровых инструментов, от наших телефонов и телевизоров до автомобилей и бытовой техники. Эта эра, которая будет диалоговой и интерактивной, может революционизировать способы нашего общения, потребления, доступа к информации ... и, следовательно, образ жизни.
Способствуя удобному обмену информацией, упрощая подачу команд и предлагая простоту использования, - такие устройства могут привести к реальному прогрессу в плане цифровой и социальной инклюзивности. Они могут закрепиться в повседневный жизни и деятельности своих пользователей, особенно тех людей, что зависят от посторонней помощи (будь то пожилые люди или инвалиды).
Эти неоспоримые достоинства не должны, однако, заслонять вопросы, которые возникают в связи с распространением голосовых помощников с точки зрения защиты персональных данных, особенно в плане прозрачности функционирования их систем.»
Содержание белой книги следующее:
От редакции
Голосовые помощники - о чем идёт речь?
Голос, который мы слышим: Мифы, цели и задачи голосовых помощников
Варианты использования: Соблюдение на практике закона о защите персональных данных GDPR
Голосовые помощники: Правильные функциональные возможности и поведение
Источник: сайт Cyberdroit.fr / сайт CNIL
http://www.cyberdroit.fr/2020/09/la-cnil-publie-un-livre-blanc-sur-les-assistants-vocaux/
https://www.cnil.fr/sites/default/files/atoms/files/cnil_livre-blanc-assistants-vocaux.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий