Вопрос: Как сохранить юридическую значимость таких
документов при долгосрочном хранении в соответствии с требованиями
законодательства?
Ответ: У данного вопроса могут быть два аспекта:
- В
предположении, что подписанный электронный объект сохраняется в
неизменном виде, как доказать верность подписи уже после того, как истек
срок действия сертификата ключа подписания (а в более длительной
перспективе – и сертификат ключа подписи УЦ, которым был подписан
пользовательский сертификат)?
- Что делать, когда вследствие устаревания технологий документ в его первоначальном виде становится непригодным для использования, и его приходится преобразовывать в новый формат (Росархив, например, рекомендует преобразовывать электронные документы в формат PDF/A при передаче на архивное хранение) – и вследствие этого усиленная электронная подпись, жёстко «привязанная» к первоначальному объекту, уже не будет проверяться?
Основная проблема с долговременным хранением
документов, подписанных усиленными электронными подписями, заключается в
том, что в длительной перспективе мы не сможем одновременно обеспечить
сохранность в неизменном виде подлинников и их пригодность для
использования. Технологии меняются каждые 5-7 лет, и примерно лет через
10 лет придётся проводить конверсию документов в новые форматы. В
результате проведения такой процедуры мы получаем незаверенную (или, в
лучшем случае, заверенную проводившей конверсию организацией) копию
электронного документа. Это означает, что на уровне законодательства
нужно закрепить не только право доверенного хранителя на проведения
процесса конверсии, но и сформулировать требования и условия, при
соблюдении которых копия может быть признана равноправной подлиннику
(хотя бы в рамках конкретных правоотношений). Соответственно, нужны не
только законодательные нормы, но и подзаконная нормативно-правовая база,
опираясь на которую хранитель сможет на протяжении всего жизненного
цикла документа сохранять его пригодность к использованию без ущерба для
юридической и доказательной силы.
Насколько я знаю, проект
закона о возможности создания электронных «дубликатов» (которые
следовало бы называть копиями) «болтается» в Государственной Думе уже
полтора года, идет его доработка на уровне ведомств и Правительства.
Однако, с моей точки зрения, этот законопроект проблему с обеспечением
длительной сохранности электронных документов не решает.
Росархив,
с учетом его текущего состояния, самостоятельно предложить решение не
может и не хочет, - что означает, что собственники документов должны
позаботиться об решении проблемы самостоятельно.
Что касается
возможности подтверждения верности исторических подписей, то в
отечественной и мировой практике пробуется ряд подходов, среди которых
можно назвать следующие (список не является исчерпывающим):
- Сохранение
доверенной третьей стороной (УЦ) необходимой вспомогательной
документации (сами сертификаты, списки отозванных сертификатов за
соответствующий период) и использование специального программного
обеспечения для проверки «исторических» подписей. Такая доверена третья
сторона рассматривается судами в качестве независимого эксперта.
- Сохранение
документов владельцем вместе с необходимой вспомогательной
документацией (сертификатами, списками отозванных сертификатов,
квитанциями об онлайн-проверке подписей, отметками времени, иными
электронными и бумажными документами, подтверждающими верность подписей в
определенны момент времени). В этом случае владелец может привлечь для
экспертизы не только тот УЦ, что выдавал сертификат ключа подписания, но
и другие УЦ/экспертов, - но презумпции доверия к вспомогательной
документации, естественно, уже не будет, и она будет тщательно
проверяться.
- Переподписание документов до истечения
срока действия сертификата новыми усиленными подписями, печатями или
отметками времени. Об этом подходе много говорят, но серьёзной правовой
базы под ним нет, и он может использоваться весьма ограниченно – в
рамках договорных взаимоотношений между организациями.
- Использование реестров документов, которые ведёт государственный орган или доверенная третья сторона.
- Передача документов на хранение доверенному хранителю (государственному архиву), который проверяет верность подписей при приёме документов, а в дальнейшем обеспечивает их долговременную сохранность своими силами и средствами, уже не прибегая к перепроверке первоначальных подписей. Это наиболее перспективный путь, но для него опять же нужна соответствующая нормативно-правовая база. На данный момент он также может использоваться ограниченно – в рамках договорных взаимоотношений между организациями.
Иными словами, универсального решения на все случаи жизни пока что нет :(
> Переподписание документов до истечения срока действия сертификата новыми усиленными подписями, печатями или отметками времени.
ОтветитьУдалитьПрошу прощения, но не документов, а подписей. Подробно о схемах долговременного хранения можно прочитать в TS 119 512 "ESI Protocols for trust service providers providing long-term data preservation services", Annex F "Preservation schemes".