понедельник, 8 мая 2023 г.

Физические лица смогут получать налоговые уведомления и требования через портал госуслуг

Федеральный закон от 14 апреля 2023 года №125-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил статью «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» и предоставил налогоплательщикам - физическим лицам, имеющим подтвержденную учетную запись в «Единой системе идентификации и аутентификации …» (ЕСИА), право представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) (п.1.2).

Для этого налогоплательщики-физические лица должны направить в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомления о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ (уведомление о необходимости получения документов с использованием ЕПГУ).

Документы (сведения), которые налогоплательщики - физические лица вправе представлять в налоговые органы в электронной форме с использованием ЕПГУ, а также документы, которые направляются налоговыми органами налогоплательщикам - физическим лицам, определяются Налоговым Кодексом.

Для прекращения получения от налоговых органов документов в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ налогоплательщики - физические лица направляют в электронной форме уведомление о прекращении получения документов (уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг).

Уведомления подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке.

Передача налоговым органом документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения о налогоплательщике, в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ осуществляется при наличии согласия на это налогоплательщика, выраженного им в уведомлении о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ (ст.31).

Теперь налоговыми органами через ЕПГУ могут быть переданы:

  • Налоговое уведомление (п. 4 ст. 52 НК);

  • Требование об уплате задолженности.

В пояснительной записке к законопроекту отметалось, что в настоящее время налоговые уведомления направляются на бумажном носителе заказными письмами по почте либо в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН). Соотношение налоговых уведомлений, направленных по почте, к налоговым уведомлениям, размещенным через ЛКН, составило:

  • в 2019 г.: по почте - 76,1%, через ЛКН - 23,9% (16,9 млн. налоговых уведомлений);

  • в 2020 г.: по почте - 72,5%, через ЛКН - 27,5% (19,1 млн. налоговых уведомлений);

  • в 2021 г.: по почте - 66,4%, через ЛКН - 33,6% (22,5 млн. налоговых уведомлений).

Общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку, франкирование и пересылку почтовых отправлений в рамках массовой печати документов налоговых органов (в том числе налоговых уведомлений), составил:

  • в 2018 г. - 2,9 млрд. руб.;

  • в 2019 г. - 3,2 млрд. руб.;

  • в 2020 г. - 3,3 млрд. руб.;

  • в 2021 г. - 3,6 млрд. руб.

При этом ежегодное увеличение тарифов на пересылку внутренней почтовой корреспонденции приводит к постоянному увеличению бюджетных расходов на пересылку налоговых уведомлений. Так, ежегодный рост тарифов на почтовую пересылку документов налоговых органов (по отношению к предыдущему году на пересылку заказного письма весом до 20 гр.) составил:

  • в 2018 г. 12,2% (54,28 руб. за одно почтовое сообщение);

  • в 2019 г. - 10,5% (60 руб. за одно почтовое сообщение);

  • в 2020 г. - 8% (64,8 руб. за одно почтовое сообщение);

  • в 2021 г. - 5% (68 руб. за одно почтовое сообщение);

По информации Минцифры России, в ЕПГУ с подтверждённой учётной записью ЕСИА зарегистрирован 86 млн. граждан, что существенно больше количества пользователей ЛКН. К числу пользователей ЕПГУ относятся физические лица, которым регулярно направляются налоговые уведомления на бумажном носителе заказными письмами по почте.

Авторы законопроекта отмечали в пояснительной записке, что «реализация законопроекта позволит отказаться от дублирования направления налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков - пользователей ЕПГУ, которые направили в налоговый орган уведомление о представлении документов через личный кабинет на ЕПГУ и приведёт к значительному сокращению бюджетных расходов на массовую печать и направление налоговых уведомлений и при этом не повлечёт снижение собираемости налогов, что будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в стране».

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Источник: Консультант Плюс/ сайт Государственной Думы
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=444705
https://sozd.duma.gov.ru/download/A506B497-529A-48CE-843B-94B0733ABB2A

Комментариев нет:

Отправить комментарий