воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Судебная практика: На администрацию поселка возложена обязанность создать официальный сайт


Анализ правоприменительной практики показывает, что муниципальные органы власти во всех регионах страны достаточно часто нарушают требования законодательства и халатно относятся к созданию своих официальных сайтов и размещению на них требуемой законодательством информации.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в октябре 2012 года рассмотрела дело № 33-957/2012, в котором прокуратура через суд добивалась от Администрации поселка Мяунджа создания своего официального сайта и размещения на нем информации о своей деятельности.

Суть спора

В ходе проведенной прокурором проверки было установлено, что органом местного самоуправления поселка Мяунджа не был создан официальный сайт, а информация деятельности данного органа в установленном порядке не была размещена.

В адрес главы администрации было вынесено представление. Администрация оспорила его на том основании, что функцию по размещению сведений о деятельности органов местного самоуправления на сайте администрации Магаданской области взяло на себя управление информационных ресурсов и программно-технического обеспечения администрации Магаданской области.

Данный довод главы муниципального образования, по мнению прокурора, являлся необоснованным, поскольку органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности на сайте субъекта РФ только в случае отсутствия технической возможности по созданию своего официального сайта, в то время как такая возможность у ответчика имелась.

Кроме того, информация о деятельности муниципального образования, размещенная на портале администрации Магаданской области, по полноте содержания не соответствовала требованиям статьи 13 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Прокурор настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на то, что необеспечение ответчиком открытости и доступности информации о деятельности органа местного самоуправления нарушает конституционное право граждан на доступ к информации.

Прокуратура обратилась с иском в суд.

Позиция Сусуманского районного суда Магаданской области

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта РФ либо на официальном сайте муниципального района.

Иные причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что официальный сайт администрации муниципального образования не создан.

Решением Сусуманского районного суда в июле 2012 года исковые требования прокурора были удовлетворены. На администрацию поселка Мяунджа была возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт администрации и разместить на нем информацию о своей деятельности в соответствии с перечнем подлежащей размещению информации.

Позиция администрации муниципального образования поселок Мяунджа

В апелляционной жалобе администрация отметила, что представленные суду прокуратурой в подтверждение заявленных требований распечатки веб-страниц с сайтов, а также составленные акты, положенные судом в основу выводов принятого решения, не отвечают правилам о допустимости доказательств.

По мнению администрации, закон не предусматривает прямой обязанности муниципального образования создавать и иметь свой официальный сайт, поскольку статьей 10 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в Интернете, предусмотрено право размещать указанную информацию на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится муниципальное образование.

Информация о деятельности администрации была размещена на официальном сайте администрации Магаданской области. Несоответствие такой информации требованиям статьи 13 не влечет необходимость создавать собственный сайт.

Не согласилась администрация и с выводами суда о том, что для размещения информации на сайте субъекта у муниципального образования должна отсутствовать только техническая возможность. Ссылаясь на высокодотационный бюджет и наличие дефицита бюджета муниципального образования, администрация полагала, что суд необоснованно не принял во внимание отсутствие финансовой возможности, поскольку создание сайта связано с денежными затратами.

Вывод суда о том, что размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на сайтах субъекта не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности по созданию собственного сайта, не был, по мнению ответчика, основан на законе. Информация о деятельности муниципального образования является открытой, доводится до сведения заинтересованных лиц, а обязательное наличие сайта у поселенческого муниципального образования законодательством не установлено.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда

Судебной коллегией не были приняты во внимание доводы апелляционной жалобы администрации о том, что основные сведения о деятельности администрации размещены на сайте администрации Магаданской области, сведения о проводимых муниципальных закупках, конкурсах и аукционах, о приватизации муниципального и государственного имущества - на сайте www.torgigov.ru ; а тексты муниципальных нормативных актов - на сайте Минюста РФ - www.zakon.scli.ru , поскольку это, по мнению суда,  не свидетельствуют об исполнении администрацией возложенной законом обязанности.

Пояснения администрации о том, что муниципальным образованием решение об избрании способа обеспечения доступа к информации о своей деятельности не принималось, соглашение о размещении указанной информации на официальном сайте администрации Магаданской области не заключалось, а также о том, что в администрации отсутствует лицо, ответственное за размещение информации на сайте администрации Магаданской области, подтверждают доводы прокурора о нарушении администрацией гарантированного Конституцией права граждан на доступ к информации и необеспечение органом местного самоуправления реализации принципов публичности и открытости своей деятельности.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда оставила без изменения решение Сусуманского районного суда Магаданской области, а апелляционную жалобу администрации поселок Мяунджа - без удовлетворения.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=519189

Комментариев нет:

Отправить комментарий