четверг, 19 марта 2020 г.

Разъяснения Росархива по внедрению Перечня типовых управленческих архивных документов


На сайте Федерального архивного агентства размещены «Разъяснения по внедрению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения», см. http://rusarchives.ru/novosti/novosti-rosarhiva/12-03-2020-razyasneniya-po-vnedreniyu-perechnya-tipovyh-upravlencheskih-arhivnyh-dokumentov

Для справки: Вопросов по Перечню у всех коллег очень много, в том числе в связи с тем, что ведомство не удосужилось сказать, с какого момента нужно использовать:
  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения, утвержденный приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 (Перечень);

  • Инструкцию по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденную приказом Росархива от 20.12.2019 № 237 (Инструкция).
Росархив решил обойтись «малой кровью» и дать свои уточнения посредством документа, не имеющим никакой юридической силы.

Для начала Росархив сообщил о том, когда данные документы вступили в силу.
«В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказы Росархива об утверждении Перечня и Инструкции были опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) соответственно 7 и 14 февраля текущего года.

Таким образом, приказы Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 и 237 вступили в силу соответственно 18 февраля и 25 февраля 2020 года. Одновременно с вступлением в силу приказа Росархива № 236, приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения» был признан утратившим силу приказом Минкультуры России от 17 декабря 2019 г. № 1964.»
Но дальше ведомство сообщило следующее:
«Сроки хранения документов, установленные Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве (в том числе до вступления в силу приказа Росархива от 20.12.2019 № 236), за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу приказа Росархива от 20.12.2019 № 236.

В номенклатуры дел на 2020 год, согласованные и утвержденные до вступления в силу приказов Росархива об утверждении Перечня и Инструкции, необходимо внести изменения по срокам хранения с указанием на статьи нового Перечня.»
Мой комментарий: Что значит внести изменения в уже утвержденные номенклатуры дел? Предлагается их подделать, что ли? Я не понимаю, почему вопрос о том, на какие документы распространяются новые сроки хранения, разъясняется непонятно каким образом. Нужно действовать в строгом соответствии с законодательством. Распространять новые сроки хранения задним числом, вообще говоря, незаконно, как и требовать ото всей страны переделывать уже утвержденные номенклатуры дел. Я считаю, что новый Перечень нужно использовать для номенклатур дел 2021 года.

Для сведения: В «Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления», утвержденных Приказом Федерального архивного агентства от 22 мая 2019 года № 71 переутверждение номенклатуры возможно только в случае «изменения функций и структуры государственного органа». Пересоставление номенклатуры из-за того, что утвержден новый Перечень, а старый отменен, правилами не предусмотрено.
«Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» (утв. Приказом Федерального архивного агентства от 22 мая 2019 года № 71)

6.10. Номенклатура дел государственного органа, органа местного самоуправления подписывается руководителем Службы делопроизводства, визируется руководителем архива (лицом, ответственным за архив), утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления после согласования проекта номенклатуры дел с центральной экспертной комиссией (экспертной комиссией) государственного органа, органа местного самоуправления и один раз в 5 лет с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

В случае изменения функций и структуры государственного органа, органа местного самоуправления номенклатура дел подлежит пересоставлению, согласованию с ЭПК федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела или государственным (муниципальным) архивом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и утверждению.

6.12. В конце каждого года номенклатура дел государственного органа, органа местного самоуправления уточняется и утверждается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления.

6.13. Утвержденная номенклатура дел вводится в действие с 1-го января следующего календарного года.

В случае изменения функций и структуры государственного органа, органа местного самоуправления номенклатура дел составляется, согласовывается в порядке, установленном в соответствии с пунктами 6.8 - 6.10 Правил делопроизводства, и утверждается заново.
Источник: Консультант Плюс
http://archives.ru/press/12-03-2020.shtml
http://rusarchives.ru/novosti/novosti-rosarhiva/12-03-2020-razyasneniya-po-vnedreniyu-perechnya-tipovyh-upravlencheskih-arhivnyh-dokumentov
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60975.html/  

2 комментария:

  1. То, что весь перечень приобретает обратную силу - вообще нонсенс, в том числе и по установлению сроков хранения документов за предыдущие годы. Кроме того, масса вопросов по содержаниям статей, например, основания к приказам теперь, в настоящей формулировке ст. 434 приобретают долговременный срок хранения (даже в тех организация, которые в соответствии со своими внутренними документами ведут личные дела работников). Удивляет тишина среди профессионалов, т.к. этот Перечень, не смотря на все старания - верх нелогичности.

    ОтветитьУдалить
  2. Профессионалы в тихом ахере, поэтому и молчат. Хотя, справедливости ради замечу, что юристы полностью поддерживают идею распространения сроков хранения на предыдущие годы. Они говорят, что так и должно быть.
    убил даже не сам перечень,а эти пояснения. Идея перечня, как мне кажется, в том, чтобы дать именно общие документы для любой организации от федерального органа власти до ИП. Но в таком случае, должны работать ведомственные перечни, которые отражают специфику направлений деятельности разных организаций, а их кот наплакал или они "времен очаковских и покорения Крыма" (не нынешнего)

    ОтветитьУдалить