понедельник, 16 марта 2020 г.

Новое в законе об электронной подписи: Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц, часть 1


Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статье 17.2 установил порядок использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при участии в правоотношениях юридических лиц; лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ; должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов.

Мой комментарий: Знаете, чем замечательна наша Родина? Нет такой технологии, которую у нас не сумели бы извратить, превратив её полезные качества в свою противоположность. В данном случае российский законодатель, с моей точки зрения, превзошёл себя в деле создания максимально неудобных условий для эффективного использования УКЭП, придумав нечто, чему нет аналогов нигде в мире. В качестве дополнительного бонуса, новый порядок применения УКЭП открывает беспрецедентные новые возможности для кибермошенников – они же ведь тоже неотъёмлемая часть цифровой экономики, и чем больше кибермошенников, тем более развита в стране цифровая экономика, разве нет? :)

Скажу честно, «прорубиться» через данную статью удалось с трудом! Так всё как у нашего знаменитого комика: «здесь играть, здесь не играть»…

До сих пор, когда возникала необходимость снабдить сотрудника УКЭП, на него в удостоверяющем центре выпускался сертификат ключа проверки подписи, в котором указывалось, какая организация является владельцем подписи, и кто из сотрудников её использует, и мог выдаваться ключевой носитель. Де-факто это была подпись юридического лица, использовать которую для личных целей сотрудник не мог. Теперь же ситуация кардинально изменилась:

  • Подпись юридического лица оформляется только на физических лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности;

  • Все остальные сотрудники будут использовать в работе свои электронные подписи физических лиц, полученные в аккредитованных удостоверяющих центрах; а подписью юридического лица будут заверяться выданные им электронные доверенности.
Отдельно регулируется использование КЭП при участии в правоотношениях:
  • Кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности, должностных лиц Центрального банка РФ;

  • Лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и иных организаций;

  • Прочих юридических лиц.
«Прочие» юридические лица

В этом случае применяется УКЭП юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) с указанием в качестве владельца сертификата физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.

В случае, если от имени юридического лица действует любое другое лицо, электронный документ подписывается его УКЭП физического лица, и одновременно представляется доверенность юридического лица, выданная его представителем, действующим от его имени без доверенности «в соответствии с гражданским законодательством РФ». Данная доверенность в электронной форме должна быть подписана УКЭП юридического лица.

Представление доверенности осуществляется посредством её включения в пакет электронных документов (что это значит не «в натуре», а «чисто конкретно», и что собой будет представлять такая доверенность – нам ещё предстоит узнать от наших законодателей и ведомств), если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Еще одно, довольно-таки сомнительное с точки зрения безопасности новшество: у нотариусов отбирают контроль за их квалифицированными электронными подписями. Сертификаты ключа подписи нотариусам будет выдавать УЦ ФНС (п.3). При этом в законе никаких иных норм в отношении нотариусов и использовании ими УКЭП не установлено.

В случае прекращения осуществления полномочий физическим лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, квалифицированный сертификат, выданный юридическому лицу, прекращает свое действие по обращению в УЦ лица или лиц, уполномоченных на принятие решения о прекращении его полномочий.

Если УКЭП применяется только для автоматического создания электронной подписи в электронном документе и/или её автоматической проверки в электронном документе, используется только УКЭП юридического лица, которое осуществляет функции оператора соответствующей информационной системы. Квалифицированный сертификат, который содержит указание только на юридическое лицо в качестве владельца данного сертификата, создается и выдается УЦ ФНС.

Мой комментарий: С моей точки зрения, неприятность, с которой мы столкнёмся сразу – это обязательность использования УКЭП физического лица в деловой деятельности организации. С моей точки зрения, это плохо отрегулированная «серая зона», в результате чего возможны серьёзные последствия именно для физических лиц. Если раньше выданные сотруднику на работе средства создания УКЭП не могли им (а также добравшимися до них злоумышленниками) использоваться в личных целях – соответственно, не было риска потерять любимую машину, квартиру, дачу и т.п., - то теперь граждан заставляют использовать их личные УКЭП на работе, и появляются риски массового ограбления населения. Даже не надейтесь, что наши кибепреступники до этого не догадаются!

Второй момент: мы переходим к массовому выпуску и ещё более массовому размножению электронных доверенностей, как отслеживать действительность и отзыв которых – пока не очень понятно. Представьте себе, сколько доверенностей оформляется на сотрудников в крупных организациях; и они очень разные по значимости. Теперь все такие доверенности формально придётся подписывать первому лицу; а поскольку у него, помимо этой важнейшей работы, есть и ещё кое-какие обязанности – средства создания подписей первых лиц чаще будут доверяться подчинённым, и, соответственно, чаще мы будет сталкиваться с злоупотреблениями.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2020/03/2_17.html )

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=341757 

Комментариев нет:

Отправить комментарий