Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 355-ФЗ внесены изменения в федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Новые положения вступают в силу 8 декабря 2017 года.
Изменения касаются процедуры обработки электронных обращений граждан.
Действующая редакция закона предусматривает возможность направления ответа на обращение, поступившее в форме электронного документа, как в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, так и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 3 статьи 7 и часть 4 статьи 10). При этом гражданин имеет право самостоятельно выбрать, в каком виде (электронном или бумажном) он хочет получить ответ, указав «адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме» (п.3 ст.7).
Автор обращения, направляемого в форме электронного документа может как приложить к нему документы и материалы в электронной форме, так и направить их в письменной форме.
В служебной записке к законопроекту отмечается, что из-за этого «возникают сложности при соблюдении сроков направления обращения по частям 3 и 3.1 статьи 8 Закона и срока возврата обращения по части 2 статьи 11 закона, которые не должны превышать 5-7 дней, в то время как получение документов и материалов в письменной форме, направленных автором обращения в качестве приложения к обращению, поступившему в форме электронного документа, возможно за пределами указанных сроков».
Для справки: Части 3 и 3.1 статьи «Направление и регистрация письменного обращения» предусматривают переадресацию поступивших некоторых обращений.Для того чтобы устранить эти проблемы «при соблюдении сроков рассмотрения», внесены изменения в часть 3 статьи 7 и часть 4 статьи 10 Закона, предусматривающие, что:
- Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения
- Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган ФОИВ, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с уведомлением гражданина о переадресации
- Гражданин вправе приложить к электронному обращению необходимые документы и материалы только в электронной форме; и
- Ответ на электронное обращение направляется только по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»Авторы законопроекта считают, что «внесение соответствующих изменений позволит исключить расходы на отправку ответов в письменной форме на обращения граждан в форме электронного документа».
Статья 7. Требования к письменному обращению
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Статья 10. Рассмотрение обращения
4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Мой комментарий: Для того, чтобы граждане могли присоединить к своему обращению документы и материалы, направляя его через интернет-приемную, функционал приемной должен это позволять. У нас до сих пор ряд даже ряд федеральных ведомств такую возможность в своих интернет-приемных не предоставляет. Так что с 8 декабря 2017 года их можно будет привлекать у административной ответственности за это нарушение.
Также законопроектом внесены изменения в статьи 5, 10 и 11 закона, как это прокомментировали его авторы, «в целях урегулирования порядка рассмотрения обращений граждан, поступающих в значительном количестве в органы по вопросам, касающимся неопределенного круга лиц, и иным вопросам, напрямую не связанным с реализацией или нарушением прав конкретных граждан». Ответ на обращения, «содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц» может быть размещен на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления» (ч.4 ст.10).
При этом:
- В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который уже размещен на официальном сайте гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается (ч.5-1 ст.11);
- Если гражданин обратится с просьбой предоставить письменный ответ, то ему его должны направить (п.3 ст.5).
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»В пояснительной записке уточнялось, что речь идет об обращении, которое «не содержит сути предложения, заявления либо жалобы, например, не изложены конкретные просьбы или рекомендации, либо невозможно определить место или обстоятельства описываемых в обращении событий, в связи с чем не представляется возможным дать ответ по существу или определить соответствующий компетентный орган».
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
4_1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Мой комментарий: Для информирования граждан установлен достаточно короткий срок - 7 дней со дня регистрации, но опять «забыли» уточнить про измерение срока в рабочих днях, так что в новогодние праздники органы государственной власти будут массово нарушать законодательные нормы.
Отмечу, что коллеги из федеральных органов исполнительной власти подтверждают -обращений «ни о чем» поступает достаточно много, и такая норма реально может облегчить жизнь при решении вопроса о том, что с ними делать. Но я бы ещё подумала о том, как правильно задокументировать принятое решение не давать ответ.
Обращу также внимание на то, что норма закона распространяются не только на органы государственной власти и муниципальные органы, но и на осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц.
Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=283516
http://sozd.parlament.gov.ru/download/7FDF6CFD-C09A-48C1-B5CE-13B7ED4FE273
Комментариев нет:
Отправить комментарий