Какое впечатление произвела на её участников прошедшая в конце ноября в Москве традиционная XXIV Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: актуальные проблемы управления электронными документами» - первая при новом руководстве ВНИИДАД?
В социальных сетях ряд коллег уже высказался, см., например, здесь: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1698472230220780&id=100001740589928. Эти мнения интересны ещё и тем, что в основном они принадлежат тем людям, которые были организаторами конференций ВНИИДАД прошлых лет :) Отмечу, что если отбросить в сторону, скажем так, эмоциональное отношение к новому руководству института, то многие из этих замечаний заслуживают внимания и по существу справедливы, особенно в том, что касается формата проведения конференции и её круглых столов.
Мнение зарубежных участников опубликовано на сайт ВНИИДАД (см.: http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2382:2013-11-22-11-41-55&catid=96:sample-news&Itemid=453 ), и здесь всё просто замечательно.
Хочу добавить к этому многоголосию и свою оценку. Начну с того, что отмечу традиционное гостеприимство ВНИИДАД – это единственная отраслевая конференция, которая из года в год бесплатно радушно принимает и кормит-поит своих участников, приезжающих из различных уголков страны и из-за рубежа. Замечательно, что такая площадка для общения существует, пусть даже у неё и есть свои недостатки.
Отмечу, что в последние годы тематика конференции ВНИИДАД сильно изменилась в лучшую сторону. Пусть, «в среднем», качество докладов пока уступает зарубежным конференциям, однако их тематика уже вполне современная, и это серьёзное достижение.
Я согласна с российскими коллегами в том, что формат конференции нужно менять. Есть много примеров, в том числе и отечественных, как это можно было бы сделать. Но сначала стоило бы ответить на один важный вопрос: для чего мы ежегодно, откладывая все дела, собираемся в Москве? Как мне кажется, первое, чего не хватает профессиональному сообществу – это прямого диалога с руководством отрасли, который пошёл бы на пользу и самому Росархиву. Пора отказаться от скучных пленарных заседаний и типовых приветственных речей. Обидно ведь, что самые лучшие доклады конференции, которые вполне украсили бы любой международный форум, прозвучали во второй день в последние часы её работы, и их, к сожалению, услышали очень немногие…
Специалистам отрасли недостаёт живого общения и дискуссий. Они хотят высказать свою точку зрения, поделиться своими проблемами и услышать мнение коллег, а для этого лучше всего подходят настоящие круглые столы, на которых можно было бы обсудить самые «горячие» проблемы отрасли. К слову, на данной конференции ни один из руководителей ни слова не сказал об уровне заработных плат в архивной отрасли и в сфере делопроизводства.
Большим достоинством конференции ВНИИДАД всегда было то, что на неё приезжают зарубежные специалисты, и на этот раз состав гостей был, наверное, как никогда сильным. Большинство выступлений заслуживали того, чтобы их внимательно послушать. Отмечу, что ВНИДАД провёл большую и трудоёмкую подготовительную работу для того, чтобы от присутствия зарубежных коллег была отдача – был обеспечен качественный перевод выступлений, и, что очень важно, заранее были переведены слайды, что часто помогало понять мысли докладчиков (видеозаписи некоторых из этих докладов я планирую разместить в сети).
Конечно, были и шероховатости, и кое-что можно было, наверное, сделать лучше. При планировании не было учтено то, что доклад с обычным, несинхронным переводом занимает вдвое больше времени, и вся программа в результате «поехала». Впрочем. отечественные докладчики также часто не соблюдали лимит времени, а организаторам не хватало твердости в выдерживании регламента. В первый день конференции из-за этого был отменен круглый стол «Проблемы профессиональной подготовки специалистов по управлению документами», что очень задело коллег из вузов.
Я верю, что есть все возможности для того, чтобы в будущем году юбилейная XXV конференция прошла ещё лучше и, если потребуется, не откажусь и сама приложить для этого усилия :) В частности, стоит подумать об интернет-трансляции конференции, в том числе не только пленарного заседания, но и круглых столов.
Я бы подумала также над тем, чтобы блок выступлений зарубежных участников предваряло вводное слово отечественного специалиста, который кратко объяснил бы отечественной аудитории, в чем «соль» каждого из этих докладов. Беседуя с коллегами в кулуарах, а почувствовала, что зарубежные выступления в основном смогли понять и оценить по достоинству лишь те, кто уже был «в теме», а большинству аудитории было сложно «переварить» и темы, которые у нас редко обсуждаются, и непривычную терминологию (не говоря уже о том, что переводчики тоже допускали ошибки).
Источники: «Персональная страница Юлии Юмашевой» на Facebook / сайт ВНИИДАД
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1698472230220780&id=100001740589928
http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2382:2013-11-22-11-41-55&catid=96:sample-news&Itemid=453
Отмененный круглый стол был посвящен самому важному вопросу на сегодняшний день по отрасли, ибо рабочие моменты и их серые зоны так или иначе все уже научились обходить.
ОтветитьУдалитьНе надо забывать, что эта конференция прежде всего является форумом ЕВРАЗИКИ, поэтому заниматься только внутренними российскими проблемами на этой конференции не совсем уместно. Конечно, диалог между участниками конференции и руководством отрасли необходим. Но для этого общения нужно выбрать форму в рамках конференции.
ОтветитьУдалитьТеперь о зарубежных участниках. Да, мне было интересно послушать все доклады. А вот было ли интересно слушать их другим участникам, большой вопрос. По вопросам делопроизводства, по сути, не было ни одного доклада!
Добрый день, Михаил Васильевич, рада видеть Вас у себя на блоге! Знаете, про Евразику я скажу Вам так: я ряд лет являюсь официальным членом МСА и Евразики, и меня ни разу не то что не пригласили на заседания Евразики, но даже информации ни разу не прислали! Как группа МСА Евразика никакой работы не ведёт (в отличие от ряда других региональных групп), и является лишь поводом для неформальных встреч руководителей архивной отрасли стран СНГ.
ОтветитьУдалитьНу что на это скажешь
Удалить..........
Добрый день, Наталья Александровна! Во-первых, спасибо, что привели ссылку на мою страницу в FB, хотя, как Вы понимаете, оценка моя - чисто субъективная. К тому же, она основывается на 4 часах присутствия на конференции, которые выявили лишь общие тенденции. Во-вторых, хочу поддержать МВЛарина: формат конференции нуждается в серьезном изменении, которое, кстати, Михаил Васильевич, организуя в предыдущие годы конференции, пытался несколько раз осуществить... К сожалению, как показывает опыт участия и организации других (прежде всего, академических) конференций, они становятся интересными при определении и постановке 3-4 ключевых (чаще всего либо методологических, либо технологических) проблем и группировке выступлений вокруг этих вопросов. И при этом, обсуждение и его итоги, как правило, не зависят от присутствия/отсутствия начальства. Здесь своя специфика, которая диктует свои законы. И я думаю, что в рамках конференции уже давно пора не просто "слушать" вступительные слова от РА, а проводить с участием высокого начальства круглые столы. Вот тогда это будет действенный обмен мнениями... Осталось только руководство уговорить (тут размещаем смайлик). В-третьих, на мой взгляд приглашение зарубежных докладчиков имеет смысл только тогда, когда они могут представить концептуальные решения, а не просто доклад по теме "наш опыт, или "делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас". Согласитесь, все-таки у нас существенная разница в практике и делопроизводства, и архивного дела... Наконец, в-четвертых, предыдущие конференции (и эта в особенности!) очень ярко показали, что в отрасли не хватает такой же центральной площадки для обсуждения чисто архивных проблем. К сожалению, с одной стороны, прерванная традиция проведения институтом "чисто" архивных конференций, а с другой - отсутствие в архивной сфере столь же авторитетной, как ВНИИДАД, институции, которая могла бы поднять архивные вопросы, - крупнейшая проблема, которую нужно решать. Остался один вопрос: кто это сделает?
ОтветитьУдалить