понедельник, 22 августа 2011 г.

Арбитражная практика: Государственный архив Архангельской области обязали принять на хранение дела по личному составу ликвидированного государственного предприятия

Регулярно приходится сталкиваться с ситуацией, когда из-за отсутствия в архивах документов люди не могут подтвердить ни свой трудовой стаж, ни уровень заработной платы. При этом моя коллекции арбитражной практики постоянно пополняется судебными делами, в которых разбирается вопрос «об обязании» того или иного государственного архива принять на хранение документы ликвидированной организации. В марте 2011 такого рода спор рассматривал Арбитражный суд Архангельской области (дело № А05-446/2011).

Суть спора

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2005 года № 1362-р были ликвидированы федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Россвязи, в том числе Управление федеральной почтовой связи Архангельской области (ГУ УФПС). Имущество ликвидированных федеральных государственных учреждений закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России».

В августе 2010 г. председатель ликвидационной комиссии обратился в государственное учреждение Архангельской области «Государственный архив Архангельской области»  с просьбой о решении вопроса о принятии на хранение документов по личному составу (более 10 тысяч дел за 1929-20005 годы), а также архивных документы, сроки временного хранения которых не истекли.

Архив в ответ на указанное обращение запросил все имеющиеся учредительные документы по ликвидации ГУ УФПС (организация была ликвидирована в сентябре 2010 г.). В октябре уже федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» вновь обращалось с такой же просьбой, а когда архив не отреагировал, то «Почта России» обратилась в арбитражный суд.

Позиция ФГУП «Почта России»


Почта сослалась на Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и на необходимость защиты законных прав и интересов бывших работников.

Позиция Государственного Архива Архангельской области

Архив посчитал, что «Почта России» является правопреемником Управления федеральной почтовой связи Архангельской области Федерального агентства связи, поэтому документы она должна хранить сама. Документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, переданные ГУ УФПС во ФГУП «Почта России», являются неотъемлемой частью его имущества.

Позиция суда

Позиция суда основывалась на положениях статьи 10 Закона «Об архивном дела», согласно которым, в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий, образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности. Вопрос о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов решается экспертно - проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

«Почта России» просила обязать принять в Государственный архив документы за период с 1929 по 2005 годы учреждения, которое являлось государственным и было ликвидировано в 2010 году без правопреемников. Перечисленные в иске документы относятся к Архивным фондам Российской Федерации.

Согласно п. 8 статьи 23 Закона «Об архивном деле», в случае ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

При ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, имевших договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России, документы постоянного срока хранения и документы по личному составу работников передаются в соответствующий государственный архив. Если такой договор заключен не был, то государственный архив обязан принять на хранение документы по личному составу. Договоры с Государственным архивом Архангельской области, иными учреждениями архивной службы ликвидированное государственное учреждение не заключало.

Высказал суд и свое мнение – достаточно оригинальное - о наличии правопреемства у ФГУП «Почта России». Суд посчитал, что «Почта России» является правопреемником ГУ УФПС только в отношении имущества, но не документов.

На этих основаниях суд пришел к выводу о том, что документы по личному составу подлежат передаче в Государственный архив Архангельской области в полном объеме, и обязал областное государственное учреждение «Государственный архив Архангельской области» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять на хранение от ФГУП «Почта России» документы ГУ УФПС, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, в решении от 16 июня 2011 года, полностью поддержал выводы суда первой инстанции, и постановил оставить его решение без изменения.

Кассационная жалоба архива будет рассмотрена 20 сентября 2011 года в ФАС Северо-Западного округа, но, как мне кажется, шансов у архива на изменения решения весьма немного.

Мой комментарий: Итак, очередной спор об архивных документах решился в пользу документов по личному составу, что не может не радовать. Однако проблема обеспечения сохранности документов, необходимых для защиты законных прав и интересов бывших работников, т.е. нас с Вами, остается.

В 2006 году я достаточно подробно изучала этот вопрос (см. мои статьи: «Документы ликвидированных организаций: хронология событий» // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2006. - № 11. С. 48-59. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=14929 ; «Архивы, которые мы потеряли» // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2006. - № 12. С. 64-77. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=15421 ). К сожалению ситуация за последние пять лет, как мне кажется, лишь обострилась.

Я считаю, что данный вопрос нельзя рассматривать как вопрос взаимоотношений государственных архивов и ликвидированных предприятий. Это государственная проблема обеспечения сохранности документов, которые подтверждают наши права на пенсионное обеспечение, поэтому решать её необходимо на государственном уровне, в первую очередь путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Источник: Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
http://ras.arbitr.ru/

1 комментарий:

  1. Поучительна практика Украины, разработавшей проект, так называемых, Трудовых архивов. С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить