пятница, 12 августа 2011 г.

Арбитражная практика: Индивидуальный предприниматель отстоял в Высшем Арбитражном Суде свое право на штамп в налоговой декларации

Все чаще и чаще, отстаивая свои права в суде, организации и граждане пытаются отменить те положения подзаконных нормативных актов, которые, с их точки зрения, нарушают положения законодательных актов.

На этот раз индивидуальный предприниматель, обратился в Высший Арбитражный Суд с заявлением о признании недействующим пункта 141 «Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 18.01.2008 № 9н).

Предпринимателя не устроило то, что налоговая инспекция по месту постановки его на налоговый учёт как налогоплательщика отказала в проставлении на копии налоговой декларации отметки о её получении. Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве и центральный аппарат ФНС, сославшись на пункт 4 статьи 80 Кодекса и пункты 141, 146 Регламента, признали такой отказ правомерным.

По мнению налоговых органов, обязанность проставления данной отметки возникает только в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе лично или через представителя. При направлении налоговой декларации почтовым отправлением такая обязанность Кодексом и Регламентом на налоговые органы не возлагается.
    
Предприниматель посчитал, что налоговыми органами нарушены п. 4 ст. 80 Налогового Кодекса и статья 141 Регламента, которые обеспечивают одинаковый объём прав налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации на бумажном носителе разными способами, и обратился в Высший арбитражный суд.

Позиция Высшего арбитражного суда

Суд в решении от 14 июля 2011 года № ВАС-5591/11 указал, что согласно п. 4 ст. 80 Налогового Кодекса, налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по его просьбе на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату получения налоговой декларации при её представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приёме этой декларации в электронном виде - при её получении по телекоммуникационным каналам связи.
    
Кодекс обязывает налоговый орган проставить на копии налоговой декларации отметку о получении налоговой декларации вне зависимости от способа доставки такой декларации - либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением.
    
В п. 141 Регламента установлено, что при приёме налоговых деклараций, представленных на бумажных носителях налогоплательщиком лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дату приёма с оттиском штампа "Принято". По просьбе налогоплательщика или его представителя, отметка также проставляется на копии декларации.
    
Согласно п.146 Регламента, при представлении налоговых деклараций почтовым отправлением, должностное лицо налогового органа, ответственное за делопроизводство, проставляет на титульном листе налоговой декларации дату её направления и дату её поступления по почтовому штемпелю на конверте, а также свою подпись.
    
Суд счел, что отсутствие в п. 146 Регламента специального указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишён права получить такую отметку и, что отказ налогового органа в проставлении указанного штампа противоречит п. 4 статьи 80 Кодекса.

Суд посчитал, что толкование налоговыми органами указанных положений Регламента, как не допускающих проставление на копии декларации штампа о её принятии в случае, когда оригинал декларации направлен почтовым отправлением, может привести - в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом - к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам, направляющим налоговые декларации в налоговые органы почтовым отправлением, по сравнению с налогоплательщиками, представляющими эти декларации лично или через представителя.

На этих основаниях Высший арбитражный суд  признал п. 141 Административного регламента ФНС не соответствующим Налоговому кодексу РФ и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате её получения.

Источник: Сайт Высшего Арбитражного Суда
http://kad.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий