суббота, 18 июня 2022 г.

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р 70108-2022 формирования и ведения в электронном виде исполнительной документации в строительстве

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в майском 2022 года разделе ( http://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=5&year=2022 ) выложен стандарт ГОСТ Р 70108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде» объёмом 24 страницы, вступающий в силу 01.01.2023 года, см. https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=233616

Стандарт совместно разработан Союзом строительных компаний Урала и Сибири (ССК УрСиб), Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), ООО «Инжстройпроект», ИП Сатенов Е.Н., ООО «НИИ ПТЭС», ООО «Платформа строительных сервисов». Документ внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство».

О подготовке данного документа я уже рассказывала здесь: http://rusrim.blogspot.com/2021/09/blog-post_104.html . Обсуждение вопроса о том, что такое «исполнительная документация», см. в постах http://rusrim.blogspot.com/2021/07/59492-2021.html и http://rusrim.blogspot.com/2021/09/blog-post_104.html .

Во вводной части документа, в частности, отмечается:

«Целью разработки настоящего стандарта является установление требований к процессам формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде, реализация которых обеспечит сокращение документооборота на бумажных носителях и уменьшение трудозатрат, необходимых при формировании и ведении исполнительной документации при строительстве объектов капитального строительства.

Требования настоящего стандарта не отменяют существующие процессы формирования и ведения исполнительной документации на бумажных носителях, а регламентируют электронную аналогию этих процессов и обеспечивают застройщика (технического заказчика) правом выбора одного из двух способов осуществления процессов формирования и ведения исполнительной документации.

... Настоящий стандарт устанавливает требования к процессам формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Настоящий стандарт предназначен для участников электронного взаимодействия при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Настоящий стандарт применяется совместно с другими документами по стандартизации и с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к формам и содержанию исполнительной документации, которая ведется на бумажных носителях. Ссылки на применяемые документы по стандартизации и нормативные правовые акты приведены в разделах 6 и 7.»

Понятие «исполнительная документация в электронном виде» трактуется следующим образом (интересно, что присутствовавшее в проекте стандарта определение термина «исполнительная документация» из документа было исключено):

3.1.5 Исполнительная документация в электронном виде: Исполнительная документация, созданная в качестве электронных документов, форма и содержание которой определены соответствующими нормативными правовыми актами и документами по стандартизации.

Примечание: Форма и содержание исполнительной документации в электронном виде соответствуют форме и содержанию исполнительной документации, формирование и ведение которой осуществляют на бумажных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и документами по стандартизации.

К сожалению, это очень типичный для российских стандартов пример неумения грамотно формулировать определения. Слова в определении «…форма и содержание которой определены соответствующими нормативными правовыми актами и документами по стандартизации» - ненужные и потенциально вредные; принадлежность документа к исполнительной документации не должна зависеть от проблем нормативной базы!

Не менее вредным, с моей точки зрения, является и примечание – ведь в настоящее время для сложной электронной научно-технической документации типичной является ситуация, когда содержание, внешнее представление и функциональные возможности электронного документа в принципе не могут быть воспроизведены на бумаге (не говоря уже о пробелах в законодательно-нормативной базе даже для бумажной документации).

В документе присутствуют требования, которые мне представляются неразумными и невыполнимыми на практике:

5.1 Процессы формирования и ведения ИД в электронном виде осуществляются посредством информационной системы электронной ИД (далее — система), которая должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с [3].

[3] Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Какое, скажите на милость, отношение имеет нормативный документ в отношении ПО для закупок к ПО для формирования и ведения исполнительной документации?

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины, определения и сокращения
4. Общие положения
5. Требования к функционированию информационной системы, обеспечивающей процессы формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде
6. Формирование и ведение журналов учета выполнения работ в электронном виде
7. Формирование и ведение актов и другой исполнительной документации в электронном виде
8. Контроль процессов формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде
9. Передача исполнительной документации в электронном виде эксплуатирующей организации
Приложение А (справочное) Принципиальная схема взаимосвязи процессов формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде
Приложение Б (рекомендуемое) Форма соглашения об электронном взаимодействии застройщика (технического заказчика) с органом государственного строительного надзора
Приложение В (справочное) Алгоритм деятельности представителя технического заказчика (руководителя проекта) по регистрации электронного общего журнала учета выполнения работ
Приложение Г (справочное) Ролевая матрица деятельности участников электронного взаимодействия по ведению электронного общего журнала учета выполнения работ
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=233616

Комментариев нет:

Отправить комментарий