Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» 28 ноября 2015 года был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, и вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования.
В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что «проставление штампа «апостиль» на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961, Гаага)». В связи с расширяющимися международными отношениями Российской Федерации, вступлением во Всемирную торговую организацию, поступательным развитием международных связей в целом и в условиях динамичной интенсификации миграционных процессов институт проставления апостиля приобретает особую социальную значимость, что подтверждает актуальность и своевременность совершенствования законодательства в указанной сфере».
В законе используются следующие основные понятия и термины:
Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации»Порядок проставления апостиля компетентными органами устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля, принятыми в соответствии с законодательством РФ, регулирующим предоставление государственных услуг (ст.4 п.2).
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия и термины:
3) компетентный орган - федеральный орган исполнительной власти, орган прокуратуры РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, наделенные в соответствии с законодательством РФ полномочиями на проставление апостиля;
4) апостиль - штамп, соответствующий требованиям «Конвенции» и настоящего Федерального закона, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ;
5) реестр апостилей - систематизированный свод документированных сведений о проставленных апостилях, который ведется компетентным органом в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
В статье 5. «Российские официальные документы» определен состав российских официальных документов:
Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации»Срок проставления апостиля (ст.6):
Статья 5. Российские официальные документы
1. В качестве российских официальных документов в целях применения настоящего Федерального закона рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством РФ:
1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ;
3) органами прокуратуры РФ;
4) органами исполнительной власти субъектов РФ;
5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
7) государственными и муниципальными учреждениями.
2. В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами РФ при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Апостиль не проставляется на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами.
- Не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля
- Может быть продлен компетентным органом до тридцати рабочих дней в случае необходимости направления им запроса
В случае продления срока проставления апостиля компетентный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.
Срок проставления апостиля на российских официальных документах, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не может превышать сорок пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля. Указанный срок включает в себя время, необходимое для получения информации.
Отдельная статья регламентирует порядок представления информации по запросу компетентного органа (ст.9)
В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего российский официальный документ, компетентный орган направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес лица, выдавшего российский официальный документ. Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия указанной информации.
Мой комментарий: Получается, что компетентные органы должны иметь в своем распоряжении образцы подписи и оттиски печати. Неясно, правда, откуда эта информация у компетентных органов может появиться и каким образом это все будет у них храниться.
Запрос должен содержать наименование выданного российского официального документа и его реквизиты, к нему должна прилагаться копия соответствующего российского официального документа.
Лицо, получившее запрос компетентного органа, обязано направить запрашиваемую информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Мой комментарий: Итак, установлен очередной «нестандартный» срок исполнения запроса.
Компетентные органы обязаны вести реестр апостилей (ст.10), который должен содержит:
Срок проставления апостиля на российских официальных документах, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не может превышать сорок пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля. Указанный срок включает в себя время, необходимое для получения информации.
Отдельная статья регламентирует порядок представления информации по запросу компетентного органа (ст.9)
В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего российский официальный документ, компетентный орган направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес лица, выдавшего российский официальный документ. Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия указанной информации.
Мой комментарий: Получается, что компетентные органы должны иметь в своем распоряжении образцы подписи и оттиски печати. Неясно, правда, откуда эта информация у компетентных органов может появиться и каким образом это все будет у них храниться.
Запрос должен содержать наименование выданного российского официального документа и его реквизиты, к нему должна прилагаться копия соответствующего российского официального документа.
Лицо, получившее запрос компетентного органа, обязано направить запрашиваемую информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Мой комментарий: Итак, установлен очередной «нестандартный» срок исполнения запроса.
Компетентные органы обязаны вести реестр апостилей (ст.10), который должен содержит:
- Порядковый номер апостиля и дату проставления апостиля;
- Фамилию и инициалы лица, подписавшего российский официальный документ;
- Должность лица, подписавшего российский официальный документ.
Ведение реестра апостилей может осуществляться как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.
Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189517
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A3F2977AC683C90E43257E4D0028C1C4
Комментариев нет:
Отправить комментарий