понедельник, 10 ноября 2014 г.

Особенности рассмотрения электронных обращений граждан в Роскомнадзоре


Год назад 15 ноября 2013 года приказом Роскомнадзора №1308 была утверждена «Инструкция по работе с обращениями граждан, объединений граждан и юридических лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов».

Недавно, обновляя свои материалы к лекции по работе с обращениями граждан, я более внимательно изучила этот нормативно-правовой акт. Он произвел на меня хорошее впечатление – в нём достаточно подробно описана вся процедура рассмотрения обращений, но при этом, с моей точки зрения, ряд положений спорны и несут в себе определенные риски как для самого ведомства, так и для его должностных лиц.

В приказе (п. 3.3) определены способы подачи обращений в Роскомнадзор в электронном виде:
  • Путем заполнения в установленном порядке специальной формы в разделе «Обращения граждан» на официальном сайте Роскомнадзора ( www.rkn.gov.ru ) или соответствующей формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также через сервисы официального сайта Президента РФ;

  • Путем направления электронного сообщения по адресу rkn_in@rkn.gov.ru .
Гражданин вправе приложить к электронному обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В Роскомнадзоре все поступающие обращения на этапе их прочтения разделяются на три вида с выделением отдельных индексов в номенклатурах дел Центрального аппарата Роскомнадзора и его территориальных органах (п.3.2.):
  • Обращения, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - «обращения по основной деятельности»;

  • Обращения, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» - «жалобы на предоставление государственных услуг»;

  • Обращения, подлежащие рассмотрению с учетом изложенных в них нарушений положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - «обращения граждан по вопросам коррупции».
Мой комментарий: Таким образом, в документе зафиксирован очень важный момент – классификация обращений по видам производится на этапе их предварительной обработки, и каждый вид обращения идентифицируется отдельно. С моей точки зрения, совершенно правильно, что выделяются те виды обращений граждан, которым законодательно-нормативными актами установлены специфические правила рассмотрения. Как мне кажется, также  стоило бы выделить обращения, подаваемые в соответствии с  законом «О персональных данных» и ряд других.

При приеме обращений в электронной форме выделены следующие случаи, когда обращение гражданина считается оформленным ненадлежащим образом: (п. 3.13.1.):
  • Обращение написано на иностранном языке;

  • Обращение написано по-русски с использованием латинских букв;

  • Обращение целиком набрано заглавными буквами и не разбито на предложения;

  • Обращение набрано нечитаемыми знаками или символами;

  • Изложение сути обращения отсутствует;

  • В обращении в качестве ФИО заявителя используются псевдонимы, которые не могут быть интерпретированы как ФИО (например, Миндалька Миндалька), слова созвучны слову «аноним» (например, Анонимов Аноним Анонимович), либо представляет собой случайный набор букв;
В этом случае программными средствами системы электронного документооборота Роскомнадзора оформляется уведомление о невозможности принятия к рассмотрению обращения (с указанием причины), и предлагается восполнить недостающие данные.

Уведомление формируется автоматически системой электронного документооборота Роскомнадзора при выборе обрабатывающим обращение сотрудником одной из перечисленных позиций из списка.

Мой комментарий: Как консультант я прекрасно понимаю, почему эти критерии были включены в инструкцию. Справедливости ради нужно отметить, что аналогичные требования встречаются и в других нормативно-правовых актах и правилах, размещаемых на сайтах органов государственной власти. Например, похожие требования содержатся в правилах работы на видеоблоге Дмитрия Медведева, см.: http://blog.da-medvedev.ru/accounts/registration

Не могу, однако, согласиться с теми пунктами, которые устанавливают ограничения на использование иностранного языка. Поскольку Роскомнадзор является органом, осуществляющим функции контроля и надзора в области информационных технологий и персональных данных, то к этой службе могут обратиться и лица, не владеющие русским языком и не являющиеся гражданами России (трудно все-таки привыкнуть к тому, что Интернет не знает границ :)). И как исполнять это требование в тех случаях, когда в регионе на законодательном уровне установлена возможность использования сразу нескольких языков, как, скажем, в Крымской республике? Отказ в приеме документов на таком основании может оказаться нарушением положений федерального и/или регионального законодательства.

Что касается обращений на «латинице», то отмечу, что на законодательном уровне запрета на использования латиницы нет, а значит, подобные ограничения могут быть оспорены в суде. Такие же риски, с моей точки зрения, возникают и в случае отказа в приеме обращения, набранного заглавными буквами и не разбитого на предложения. Да и «по жизни» вполне может так случиться, что человеку может понадобиться обратиться в ведомство в момент, когда у него нет  доступа к техническим средствам, имеющим/поддерживающим русскую клавиатуру и русский алфавит.


Информация об обращениях, поступивших с Единого портала государственных услуг и официального сайта Роскомнадзора, по которым принято решение о невозможности регистрации, хранится в системе электронного документооборота Роскомнадзора (это список обращений и регистрационные карточки без присвоения регистрационного номера. п.3.13.3).

Распечатка на бумаге обращений, поступивших в электронном виде, не производится.

При получении нескольких обращений в электронном виде с официального сайта Роскомнадзора от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу разрешено объединять подобные обращения в одно и присваивать им один регистрационный номер (п.3.18).

Если обращение подписано двумя и более авторами, то в качестве заявителя указывается первый автор, или автор, в адрес которого просят направить ответ. Общее число авторов указывается в аннотации обращения. Такое обращение считается коллективным. Коллективными являются также обращения, поступившие от имени коллектива организации, а также резолюции собраний и митингов и т.д. Признак «коллективности» отмечается в регистрационно-контрольной карточке обращения гражданина программным способом (п.3.1.9).

Повторные обращения, поступившие от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, регистрируются как первичные (п.3.20). Повторными считаются обращения, в которых:
  • Обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в Роскомнадзор;

  • Сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

  • Указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.
Мой комментарий: Логично, что именно обращения, содержащие жалобы и информацию о недостатках в работе ведомства, должны регистрироваться в обязательном порядке.

Признак повторности отмечается в регистрационно-контрольной карточке обращения гражданина программным способом.

Обращения одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, направленные нескольким адресатам и пересланные ими для разрешения в Роскомнадзор, считаются дубликатом ранее зарегистрированного обращения (п.3.21.)

Дальнейшая работа с обращениями, поступившими в Роскомнадзор как в бумажном, так и в электронном виде, ведется в системе электронного документооборота в электронной форме (п.3.22).

Оригинал обращения, поступившего в бумажном виде, подшивается в дело в соответствии с номенклатурой дел сотрудником, ответственным за регистрацию.

Мой комментарий: Анализ этого нормативного акта показывает, что работа с электронными обращениями граждан уже вошла как составная часть в традиционную работу с обращениями. Совершенствуется и практика работа с обращениями на бумажных носителях. Замечу также, что для Роскомназдора работа с электронными обращениями одна из самых актуальных – в 2013 году 80% обращений поступили в ведомство в электронном виде.
Итоги работы с обращениями граждан в Роскомнадзоре в 2013 году

В 2013 году в Роскомнадзор и территориальные органы поступило      86 274 обращения граждан.

При этом 69 922 обращений от общего количества поступили в Роскомнадзор в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг, официальный Интернет – портал Роскомнадзора и электронную почту.
Источник: Консультант Плюс / сайт Роскомнадзор
http://rkn.gov.ru/docs/doc_987.doc
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159906

2 комментария:

  1. Куда же они шлют ответы поступившие по e-mail тем паче если речь идет о персональных данных. ведь идентифицировать человнка по эл. почте невозможно. Там нет цифровой подписи, кто угодно может направить запрос назвавшись кем угодно.

    ОтветитьУдалить
  2. Проблема, конечно, есть, но, по правде говоря, она не смертельная. Во-первых, если запрашивается общедоступная информация или идёт сигнал о каких-то непорядках, то в общем-то не имеет значения, кто автор запроса. Во-вторых, при желании можно организовать подтверждение электронной почты типа того, что используют коммерческие системы (скажем, через мобильный телефон). Надёжность будет не хуже, чем при посылке запроса в виде обычного письма, которое несложно отправить от чужого имени. а затем перехватить ответ. В-третьих, нам уже давно обещают ввести надежную государственную электронную почту с гарантированной идентификацией владельцев почтовых ящиков :)

    ОтветитьУдалить