четверг, 13 ноября 2014 г.

Оптимизация механизмов предоставления приоритетных государственных услуг Федеральной налоговой службой в электронном виде


28 октября 2014 прошло заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Среди представленных комиссии докладов одним из основных был доклад руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина об оптимизации механизмов предоставления приоритетных государственных услуг ФНС в электронной форме.

М.Мишустин привел в докладе следующие данные (презентация к докладу доступна по адресу http://government.ru/media/files/p52yckAhvmY.pdf ):
  • На Едином портале государственных услуг представлено 10 сервисов ФНС, наиболее популярными из них являются сервисы «Узнай свой ИНН», «Узнай свою задолженность», а также постановка физического лица в налоговом органе на учёт через интернет;

  • Во исполнение федерального закона №210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» ФНС задействована как поставщик данных для оказания более 300 государственных услуг 1640 федеральным и региональным органам власти и органам местного самоуправления;

  • В системе межведомственного электронного взаимодействия зарегистрировано 20 сервисов, которые обеспечивает ФНС, и в 2014 году на них поступило порядка 34 млн. запросов, что на 11 млн. больше, чем за аналогичный период 2013 года;

  • Официальный сайт ФНС в 2014 году посетило 68 млн. пользователей, ежемесячно поступает 8 млн. запросов. 70% аудитории сайта составляют физические лица, 20% - юридические лица, 10% - индивидуальные предприниматели.
Слайд из презентации к докладу М.Мишустина
на заседании Правительственной комиссии 28 октября 2014 года

Наиболее востребованы на сайте ФНС интерактивные сервисы, которых в настоящее время 38. Ежегодное число запросов к этим сервисам стабилизировалось на цифре 580 млн. обращений. Это такие сервисы, как «Риски для бизнеса», которые позволяют найти в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любую компанию, получить по ней информацию о генеральном директоре вплоть до его адреса, что, по словам Мишустина, «позволяет проверить, не рискует ли ваш бизнес, если компания, с которой заключается договор, в частности, имеет руководителей, которые содержатся в реестре дисквалифицированных лиц» или «компания находится по месту массовой регистрации (квазиоднодневка)». Проверку можно осуществить по ИНН, по названию компании, по региону. На сегодняшний день число запросов к этому сервису достигает 2 млн. в день.

Сервис, позволяющий осуществить в онлайн-режиме государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, в промышленной эксплуатации уже с 2012 года. На сегодняшний день с помощью сервиса на государственную регистрацию уже направлено 140 тыс. заявлений индивидуальных предпринимателей и только 1400 – от юридических лиц. Юридические лица посылают для регистрации представителей, - причём, как прокомментировал этот факт М.Мишустин, «что бы ни делали, как бы ни упрощали…». Юридические лица больше доверяют юридическим компаниям.

Кульминацией взаимоотношений с налогоплательщиком М.Мишустин назвал сервис «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица», где гражданин может видеть всё то, чем он владеет на праве собственности, все начисления, и иметь возможность быстро при помощи всех возможных средств – мобильной связи, интернет-банкинга – оплатить причитающиеся по закону налоги.

Недавно число пользователей этого сервиса превысило 10 млн., и за истекший период 2014 года граждане оплатили онлайн налоговых платежей через кабинет на сумму более 1,5 млрд. рублей. Число пользователей сервиса еженедельно растёт на 100 тысяч. В 2013 году была реализована возможность авторизоваться в сервисе без личного визита в инспекцию (при наличии сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи), возможность заполнить онлайн-декларацию по форме 3-НДФЛ и направить её в налоговый орган. В 2014 году реализовано отображение в личном кабинете сведений о доходах по форме 2-НДФЛ, которые гражданину нужны, чтобы знать, сколько доходов он получил.

В январе 2014 года ФНС запустила в промышленную эксплуатацию сервис «Личный кабинет юридического лица». Это, по словам М.Мишустина, позволяет практически все виды взаимодействия с налоговой службой осуществлять, не приходя к инспектору в налоговую инспекцию.

Сейчас налоговая служба разрабатывает новый сервис – личный кабинет налогоплательщика для индивидуального предпринимателя.

Мой комментарий: Д.Медведев по окончании доклада руководителя налогового органа отметил: «Надо признаться, за последние годы ФНС существенно продвинулась в электронном документообороте. Это очевидный факт». С этим невозможно не согласиться. Действительно, ФНС – один из самых продвинутых в области использования электронных документов и электронного документооборота среди федеральных органов исполнительной власти.

Источник: сайт правительства Российской Федерации
http://government.ru/news/15435/  (стенограмма)
http://government.ru/media/files/p52yckAhvmY.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий