Вопросы защиты персональных данных сотрудников регулярно рассматриваются в судах. Часто претензии предъявляются к работодателям из-за того, что они при приеме на работу осуществляют избыточный сбор персональных данных своих сотрудников. Однако на этот раз в мае 2014 года апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай вынесла решение по делу № 33-296, в котором, наоборот, работодатель был привлечен к ответственности за то, что не собрал данные о наличии судимостей у своих служащих.
Суть спора
Прокуратурой Чемальского района была проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе администрацией муниципального образования «Чемальский район», в ходе которой было установлено, что не проводились проверки наличия (отсутствия) судимостей у муниципальных служащих администрации.
Отсутствие у работодателя сведений о наличии либо отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям не позволяет работодателю установить право работника на нахождение в занимаемой должности муниципального служащего. Тем самым в деятельности администрации имеется, по мнению прокуратуры, незаконное бездействие по неисполнению требований действующего законодательства, выражающееся в неполучении сведений о наличии (отсутствии) судимости муниципальных служащих.
Позиция Чемальского районного суда Республики Алтай
Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у работодателя сведений о наличии либо отсутствии судимости не позволяет работодателю установить право работника на нахождение в занимаемой должности муниципального служащего при допуске последнего к работе.
Чемальский районный суд Республики Алтай в марте 2014 года удовлетворил иск прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации к администрации об обязании провести обработку персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих администрации в месячный срок со дня вступления решения в силу.
На администрацию была возложена обязанность провести обработку персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих администрации муниципального образования на соответствие их занимаемым должностям в части требования действующего законодательства об отсутствии неотбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствия не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Позиция администрации МО «Чемальский район»
По мнению администрации, суд не дал оценку тому факту, что в личных делах муниципальных служащих находятся заполненные ими лично при поступлении на муниципальную службу анкеты с указанием сведений об отсутствии судимости.
Суд не учел и не дал оценку тому обстоятельству, что обработка персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» была проведена администрацией района при приеме граждан на муниципальную службу путем собственноручного заполнения анкет. При этом представителем работодателя не были подвергнуты сомнению предоставленные работником сведения, а также не были выявлены достаточные основания для проверки этих сведений путем запроса информации у третьих лиц. Проверка сведений, указанных гражданином в анкете, в т.ч. об отсутствии (наличии) судимости, является правом, а не обязанностью работодателя.
Администрация также сослалась на то, что в случае возникновения необходимости получения персональных данных работника у третьей стороны следует известить об этом муниципального служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных.
Дачу согласия муниципальным служащим при заполнении анкеты на проведение в отношении него проверки нельзя расценивать как дачу согласия на обработку его персональных данных в части запроса сведений о судимости, поскольку законом определены иные требования к содержанию и форме этого согласия, которые отсутствуют в типовой форме анкеты.
В судебном решении не была дана оценка возможности проведения обработки персональных данных в отсутствие надлежаще оформленного согласия муниципального служащего.
Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный Приказом МВД России от 7 ноября 2011 года № 1121 предусматривает, что при обращении государственных и муниципальных органов о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости обязательно в числе иных документов должно быть представлено заверенное государственным и муниципальным органом письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных.
Требования прокуратуры провести обработку персональных данных при отсутствии согласия работников, в т.ч. затребовать сведения о наличии или отсутствии у них судимости, не основаны на законе.
В администрации только с 17 муниципальными служащими трудовые договоры о муниципальной службе заключены после 2011 года. До 2011 года справка о судимости работником при трудоустройстве на любую работу не предоставлялась. Следовательно, у работодателя отсутствовало право требования данного документа.
Статья 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в составе документов, предоставляемых гражданином, принимаемым на муниципальную службу, не предусматривает предъявление подобной справки.
Позиция Апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай
Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, в виде осуждения гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения им должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Суд отметил, что при поступлении на муниципальную службу гражданами, претендующими на должности муниципальной службы, собственноручно заполнены анкеты, в которых напротив графы «Были ли вы судимы, когда и за что» ими указано, что судимость они не имеют. После собственноручного заполнения всех граф анкеты гражданами, претендующими на должности муниципальной службы, ниже дана расписка о том, что «на проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна)».
По мнению апелляционной коллегии, данную расписку граждан, претендующих на должности муниципальной службы, можно считать письменным согласием на обработку, в том числе, персональных данных о судимости, поскольку, предоставив данную расписку работодателю, гражданин как субъект персональных данных дал согласие на обработку его персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе.
Данная расписка подтверждает, что согласие на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным, учитывая, что она дана ниже собственноручно заполненных граф анкеты.
Не согласилась коллегия и с тем, что проверка сведений, указанных гражданином в анкете, в т.ч. об отсутствии (наличии) судимости, является правом, а не обязанностью работодателя. То, что представителем работодателя не были подвергнуты сомнению предоставленные работником сведения, а также не выявлены достаточные основания для проверки этих сведений путем запроса информации у третьих лиц, по мнению суда, не могут повлечь отмену решения суда по следующим основаниям.
Поскольку законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, в виде осуждения гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения им должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а в случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, системный анализ указанных правовых норм позволяет прийти к выводу, что назначение гражданина на муниципальную службу является тем объективным критерием, которым обусловлена проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении на муниципальную должность.
Иное, противоположное толкование данных правовых норм, привело бы к невозможности реализации представителем нанимателя (работодателем) предоставленного ему законом права отказать гражданину, представившему недостоверные сведения, в приеме на муниципальную службу.
Требования по предоставлению работником при заключении трудового договора справки о наличии (отсутствии) судимости, с учетом имеющихся ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, является обязательным к исполнению при поступлении гражданина на муниципальную службу.
Апелляционная коллегия оставила без изменения решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 марта 2014 года, а апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования «Чемальский район» без удовлетворения.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=892285
Комментариев нет:
Отправить комментарий