воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Судебная практика: Сайт образовательного учреждения не отвечает установленным требованиям


Сайты организаций уже давно перестали быть просто «визитными карточками» в Интернете, и к ним предъявляются требования, в том числе и на законодательно-нормативном уровне, за нарушение которых владельцы сайта могут быть привлечены к административной ответственности.

Дело № 33-1864/2015, которое в мае 2015 года рассмотрела Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, интересно тем, что претензии прокуратуры к сайту образовательного учреждения были основаны на требованиях стандарта  ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», см. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=3&year=2016&search=52872&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=176157 .

Суть спора

Гатчинской городской прокуратурой была поведена проверка обеспечения доступности для инвалидов информации о деятельности образовательных учреждений. Было установлено, что одно из учреждений имело официальный интернет-сайт, который на момент проверки не имел версии для инвалидов по зрению, что было подтверждено актом. Таким образом, было нарушено право слепых и слабовидящих наравне со всеми участвовать в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте.

Прокурор обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании привести официальный сайт образовательного учреждения в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области исковые требования прокуратуры были  удовлетворены.

Позиция образовательного учреждения

В апелляционной жалобе учреждение просило решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что решение суда основано на несоответствии официального сайта ответчика стандарту ГОСТ Р 52872-2012, который был утвержден для добровольного применения и не является обязательным для исполнения.

По мнению ответчика, прокуратурой был представлен только акт проверки, который не соответствовал требованиям допустимости и достаточности доказательств, так как не подтверждал факт всестороннего исследования сайта. Вопрос соответствия или несоответствия официального сайта требованиям ГОСТ Р 52872-2012 является вопросом, требующим специальных познаний, однако экспертиза по данному вопросу не проводилась и заключение специалиста не представлялось.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда

Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной РоссийскойФедерацией (федеральны закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

По мнению суда, к числу таких гарантий относятся положения статьи 14 федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

Суд отметил, что в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 № 175 была утверждена Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы.

Эта программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения. К числу таких мероприятий относится, в том числе, адаптация официальных сайтов органов государственной власти в Интернете с учетом потребностей инвалидов по зрению;

В силу ст. 29 федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ней, в том числе на своем официальном сайте.

Требования к структуре официального сайта образовательной организации, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года № 785. Однако указанный нормативно-правовой акт не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению, тогда как национальный стандарт ГОСТ Р 52872-2012 предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения.

По мнению суда, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

Суд отметил, что отсутствие поддержки доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Судебная коллегия пришла к выводу о том, что несоблюдение и невыполнение образовательным учреждением требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

При этом указание конкретных мер, изложенных прокурором, с точки зрения суда, не требуется, поскольку образовательное учреждение вправе руководствоваться не только положениями ГОСТ Р 52872-2012, но и иными актами, принятыми в области стандартизации, в частности международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG – о нём см. http://rusrim.blogspot.ru/2012/10/blog-post_28.html - Н.Х.), применяемым в соответствии с п. 23 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Доводы ответчика о недоказанности несоответствия сайта требованиям ГОСТ Р 52872-2012 судебная коллегия расценила как несостоятельные, т.к. в ходе изучения электронных страниц сайта было установлено, что в нарушение требований закона не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения в соответствии со стандартом.

Доказательств соответствия интернет-сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению ответчиком не было представлено.

Суд также сослался и на объяснения представителя Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области, который сообщил, что большинство образовательных учреждений Гатчинского района привело свои сайты в соответствие с ГОСТ Р 52872-2012, при этом данные работы не потребовали вложения денежных средств. Более того, технические специалисты Комитета могут оказать содействие в данном вопросе ответчику.

Судебная коллегия оставила решение Гатчинского городского суда Ленинградской области без изменения, а апелляционную жалобу образовательного учреждения без удовлетворения.

Мой комментарий: Логика и намерения суда понятны. И все-таки: требования закона и требования стандарта – это две большие разницы. Если это не предусмотрено прямо соответствующим законом или нормативным актом, нельзя - даже из благих побуждений - возлагать на организацию бремя дополнительных обязанностей на основании существования добровольных стандартов (которые не являются к тому же свободно доступными и, честно говоря, далеко не всегда соответствуют действующему законодательству и хорошей отраслевой практике, и порой и здравому смыслу), просто исходя из того, что это необходимо инвалидам. Если такая потребность есть, требования должны быть установлены в нормативно-правовых актах – например, путем объявления обязательными для образовательных учреждений требований ГОСТ Р 52872-2012.

Я бы поспорила и с представителем     Комитета образования насчет сказочек про то, что «работы не потребовали вложения денежных средств». Доработка сайтов под потребности людей с ограничениями по зрению требует специфических знаний и навыков, и нанимаемым специалистам за их работу нужно платить.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1243195

Комментариев нет:

Отправить комментарий