В судах продолжается борьба за обеспечение сохранности документов по личному составу наших граждан, работавших в коммерческих организациях, признанных позднее банкротами.
В сентябре 2013 года Арбитражный суд Тверской области рассмотрел дело № А66-1219/2013 о признании незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в отказе в принятии на хранение документов по личному составу общества в количестве 24 дел (!) за 2007-2011 годы, и об обязании ответчика принять архив общества по личному составу.
Суть спора
ООО «Производство Сельмаш» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него было открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.
Архивным отделом Тверской области в июне 2012 года было принято решение об определении МКУК «Тверской городской архив» местом хранения документов по личному составу общества в количестве 24 единиц за 2007-2011 годы в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).
Конкурсный управляющий общества обратился в Тверской городской архив с требованием о принятии документов, подлежащих передаче на хранение. В августе 2012 года Тверской городской архив сообщил, что, в соответствии с его уставом, в состав документов архива входят документы учреждений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, действовавших и действующих на территории города Твери. Документы по личному составу принимаются только от указанных учреждений и предприятий. Управляющему было рекомендовано обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».
Конкурсный управляющий в ноябре 2012 года обратился в администрацию города Твери с заявлением о приеме в Тверской городской архив документов по личному составу. Администрация направила названное письмо в Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери.
Управление в декабре 2012 года сообщило, что документы на хранение принять не представляется возможным. При этом Управление сослалось на пункт 22 статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится формирование муниципального архива. Заявителю было рекомендовано обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».
Не согласившись с бездействием администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
Позиция Арбитражного суда Тверской области
При рассмотрении спора суд исходил из того, что обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является МКУК «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).
Суд отметил, что каждый из названных архивов обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.
При этом постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 № 321-па был утвержден Стандарт государственной услуги «Экспертиза ценности документов», согласно которому архивный отдел принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.
Общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области. Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.
Решением Экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области в июне 2012 года местом хранения документов по личному составу общества был определен Тверской городской архив.
Суд отметил, что отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов не является законным основанием для отказа в приеме документов, поскольку на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива, и неисполнение данного требования закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.
По мнению суда, органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения. Прием документов по личному составу общества, содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.
Помимо этого, суд также учел, что непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства (определением суда по делу о банкротстве по указанному основанию было продлено конкурсное производство до декабря 2013 года).
Арбитражный суд Тверской области удовлетворил требования ООО «Производство Сельмаш» и обязал администрацию города Твери принять на хранение архив общества по личному составу.
Позиция Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
Апелляционный суд счел нужным отметить, что в силу подпункта 22 статьи 16 Закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива, поэтому ссылка администрации на отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку в силу указанной нормы, неисполнение данного требования закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.
Кроме того, МКУК «Тверской городской архив» в отзыве указал, что на 10 января 2013 года степень загруженности архивохранилищ составила 72%.
Суд также подчеркнул, что возможность принятия документов иным учреждением ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории» не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку место хранения документов определено решением, которое не оспорено в установленном порядке и не отменено.
Суд апелляционной инстанции оставил решение Арбитражного суда Тверской области без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
В кассационной инстанции дело не рассматривалось.
Источник: сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
http://www.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий