суббота, 4 января 2014 г.

В Брюсселе прошла первая ежегодная конференция Международного совета архивов, часть 12


(Продолжение, предыдущую  часть см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/01/11.html )

Работа секции S4P2 «Роль архивистов и специалистов по управлению документами II» завершилась докладом архивиста Государственного архива Бельгии Катлин Девольдер (Kathleen Devolder) «Прозрачнсть в деятельности архивной инспекции: Опыт Бельгии» (Transparency in Archives Inspection Services: the Belgian Case). Краткие тезисы доклада доступны здесь: http://www.ica.org/?lid=14829&bid=1134 .

По мнению Катлин, «прозрачность – способ сохранить доверие граждан». Прозрачность деятельности архивной инспекции включает публикацию утвержденных перечней с указанием сроков хранения (кстати, неплохая идея – Росархив мог бы взять её на вооружение – Н.Х.) и обоснование принятых решений. Государственный архив Бельгии выкладывает эти перечни на своём сайте, см. http://arch.arch.be/content/view/679/254/lang,fr_BE/ . Официальные документы в Бельгии публикуются на двух государственных языках.

Слайды из презентации Катлин Девольдер (фото: Anouk Dunant)

Первый слайд озаглавлен «Подготовка перечней документов с указанием сроков хранения  -  в интересах прозрачности и в сотрудничестве с государственными органами». Пункты перечисления следующие:
  • Подготовительный этап,
  • Дружественная по отношению к пользователю модель,
  • Проверка / согласование государственными органами
  • Онлайн-публикация
  • Обоснование указаний по срокам хранения
  • Консультации с заинтересованными сторонами
Второй слайд иллюстрирует этап согласования перечней заинтересованными государственными органами – в данном случае «свой» перечень подписывает министр обороны.

Девольдер отметила, что если какие-либо документы утрачиваются органами исполнительной власти, то они также потеряны и для государственных архивов.

Слайд Девольдер о программе Doc Safe (Фото: Gustavo Castaner)

Наконец, Девольдер упомянула программу обучения и выдачи сертификатов DocSafe, организованную Государственным архивом Бельгии в партнерстве с рядом университетов.

День второй, секция S4P3 «Участие граждан в государственном управлении, деятельности архивов и в изучении истории I» (Citizens Engaging with Government, Archives and History I)

Доклад представителей проекта APEx (проект создания архивного портала Европы, на основе сотрудничества европейских архивов в повышении доступности их контента через интернет, см. http://www.apex-project.eu/index.php/about-apex  - Н.Х.) Керстин Арнольд (Kerstin Arnold, технический координатор) и Сюзанны Вейдман (Susanne Waidmann, секия стандартов и руководств) назывался «Архивный портал Европы: как сотрудничество способствует новым точкам зрения на использование архивного контента, стандартизацию и способы изучения современных проблем в онлайн-среде» (The Archives Portal Europe – How Collaboration Grants New Perspectives on Archival Content, Standardisation and Ways to Explore Today’s Online Challenges). Краткие тезисы доклада здесь: http://www.ica.org/?lid=14804&bid=1134

Вначале был проект APEnet (2009-2012 годы), финансировавшийся Еврокомиссией (правительством Евросоюза – Н.Х.), в котором участвовало 12 стран. По его завершении был начат и в настоящее время выполняется проект APEx (2012-2015 гг.), участниками которого являются уже 27 партнеров.

По ходу доклада было продемонстрировано «вживую», как работает Архивный портал Европы.

В проекте APEx используется концепция трёх уровней: архивного ландшафта, путеводителей по фондам и научно-справочного аппарата (описей).

Слайд «Как стандартизировался стандарт apeEAD» (фото: Tobias Wildi)

В настоящее время идёт пересмотр стандарта архивного описания EAD3, и его публикация намечена на лето 2014 года.

В рамках проекта предусматривается попробовать подход связанных данных (например, с персональными данными могут быть связаны изображения, взятые из Википедии).

Доклад генерального директора Ингрид ван ден Берге (Ingrid Vanden Berghe) и руководителя проекта «Картезий» (латинизированная форма имени Рене Декарта –Н.Х.) Ринка Крука (Rink W. Kruk) из Национального географического института Бельгии совместно с Марком Карнье (Marc Carnier), архивистом Государственного архива Бельгии был посвящен теме «Проект «Картезий»: Ценность географической информации для архивов. музеев и библиотек, и географическое наследие»  (Cartesius: The Power of Geographic Information for Archives, Libraries and Museums, and Cartographic Heritage). Краткие тезисы доклада здесь: http://www.ica.org/?lid=14817&bid=1134

В докладе была подчёркнута мощь и ценность географической информации для институтов, занимающихся сохранением национального культурно-исторического наследия. В Бельгии проект «Картезий» (Cartesius) выполняется совместно Государственным архивом, Королевской библиотекой, Королевским музеем Центральной Африки и Национальным географическим институтом.

Участники проекта «Картезий» (фото с сайта http://www.fedra.belgium.be )

Имеющиеся коллекции географической информации и документов дополняют друг друга. Проблемой является их разбросанность. В рамках проекта собрана крупнейшая и богатейшая картографическая коллекция (это карты и материалы аэрофотосъемки) по Бельгии и Центральной Африке. Вскоре должен заработать портал проекта ( http://www.cartesius.be ), некоторые возможности которого были представлены в докладе.

Большое внимание уделяется технологиям поиска. Традиционный текстовой поиск по картам нередко дает разочаровывающие результаты; нужны другие решения и способы представления информации. Отрабатывается, например, технология поиска по картам с использованием карты. В рамках проекта его участники также разработали собственный стандарт метаданных.

Участники проекта также присматриваются к современным технологиям. И материалы проекта доступны на смартфонах – они помогают, например, знакомиться с историей городов.

Одним из важных выводов проекта является следующий: карты прекрасны и очень выразительны :)

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/01/13.html )

Источник: сайт МСА / Твиттер / сайт издания Fédra
http://www.ica.org/14490/annual-conference-2013/brussels-2324-november-2013.html 
http://www.fedra.belgium.be/fr/mon-administration-et-moi/travail-d-equipe/d/detail/quatre-institutions-federales-abattent-leurs-cartes

Комментариев нет:

Отправка комментария