Рассказывая о судебной практике, связанной с существующими в настоящее время в законодательстве требованиями в отношении обеспечения сохранности документов, всякий раз удивляешься либеральному отношению нашего законодательства к нарушениям правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП). При этом привлечь к ответственности по данной статье можно только должностное лицо организации, а сама организация может спать спокойно.
Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрирует дело № 12-37/2012, апелляцию по которому в феврале 2012 года рассмотрел Первомайский районный суд г. Омска.
Суть спора
В ходе проверки в бюджетном учреждении Омской области «Территориальный Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области», были выявлены нарушения «Основных правил работы ведомственных архивов», утвержденных приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 5 сентября 1985 года № 263:
- Инструкция по делопроизводству в Территориальном Центре, утвержденная директором Территориального Центра не согласована с казенным учреждением Омской области «Исторический архив Омской области» (далее – областной архив), и не обновлена с учетом изменений, произошедших в федеральной нормативно-правовой базе в 2009 году в части правил делопроизводства и методики разработки инструкций по делопроизводству (пункт 12.2 Основных правил);
- Номенклатура дел Территориального Центра на 2010 год, утвержденная его директором и согласованная с областным архивом, не пересоставлена с учетом изменений, произошедших в федеральной нормативно-правовой базе в 2010 году в части сроков хранения типовых управленческих архивных документов (пункты 12.2, ... Основных правил);
- Не описаны дела постоянного хранения Территориального Центра за 1998 - 2008 годы и дела по личному составу Территориального Центра за 1935 - 2008 годы (раздел 7 Основных правил);
- Не заведены основные учетные документы архива Территориального Центра: лист фонда, дело фонда (пункты 18.1.1,8.2.1, 8.2.2 Основных правил);
- Не переданы на хранение в областной архив дела постоянного хранения Территориального Центра за 1998 - 2000 годы (пункт 13.1.1 Основных правил).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 111 Советского АО г.Омска в январе 2012 года должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.20 КоАП РФ - нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Мой комментарий: К сожалению, из-за деперсонификации решений гражданских судов при их публикации невозможно сказать, какую именно должность занимает наказанная сотрудница. В решении суда дословно сказано следующее: «состояла в должности ..., а также была назначена ... архив в ГУ Омской области «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области»». Похоже, что сотрудницу назначили начальником архива по совместительству, в результате чего её и оштрафовали как должностное лицо.
Первомайский районный суд г. Омска отметил, что суд первой инстанции назначил минимальное наказание, предусмотренное для должностных лиц санкцией ст.13.20 КоАП РФ, и оставил без изменения Постановление мирового судьи судебного участка № 111 САО г.Омска, а жалобу гражданки - без удовлетворения.
Мой комментарий: Согласитесь, подобные мизерные штрафы, к тому же накладываемые на людей, не принимающих ответственных решений, никак не стимулируют организацию навести порядок в своем архиве (то, что кадровые дела в организации не описаны аж с 1935 года, это показатель отношения к документам организации в целом).
Источник: сайт «РосПравосудие»
http://rospravosudie.com/court-pervomajskij-rajonnyj-sud-g-omska-omskaya-oblast-s/act-104030568/
Мой комментарий: К сожалению, из-за деперсонификации решений гражданских судов при их публикации невозможно сказать, какую именно должность занимает наказанная сотрудница. В решении суда дословно сказано следующее: «состояла в должности ..., а также была назначена ... архив в ГУ Омской области «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области»». Похоже, что сотрудницу назначили начальником архива по совместительству, в результате чего её и оштрафовали как должностное лицо.
Первомайский районный суд г. Омска отметил, что суд первой инстанции назначил минимальное наказание, предусмотренное для должностных лиц санкцией ст.13.20 КоАП РФ, и оставил без изменения Постановление мирового судьи судебного участка № 111 САО г.Омска, а жалобу гражданки - без удовлетворения.
Мой комментарий: Согласитесь, подобные мизерные штрафы, к тому же накладываемые на людей, не принимающих ответственных решений, никак не стимулируют организацию навести порядок в своем архиве (то, что кадровые дела в организации не описаны аж с 1935 года, это показатель отношения к документам организации в целом).
Источник: сайт «РосПравосудие»
http://rospravosudie.com/court-pervomajskij-rajonnyj-sud-g-omska-omskaya-oblast-s/act-104030568/
И отмеченное Вами Наталья и то что, у нас в 21 веке в ходу правила советского периода :() прекрасно характеризуют работу руководства Росархива. Ау как там их главного, даже и не вспомнишь сразу, очередную выставку наверное мутят - заняты. В связи со сказанным, а нет ли где в нормативных актов пункта согласно которого руководство Росархива можно было бы привлечь к ответственности за "не обновление ПРАВИЛ с учетом изменений, произошедших в федеральной нормативно-правовой базе с 1985 года (пункт такой то)". Пусть даже и на 300 рублей., позора больше будет.
ОтветитьУдалить…за "не обновление ПРАВИЛ с учетом изменений, произошедших в федеральной нормативно-правовой базе с 1985 года (пункт такой то)".
ОтветитьУдалитьВ докладе Руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (17 сентября 2013 г., г.Анапа Краснодарского края) отмечалось: «При регистрации всем вручили долгожданный проект новых Правил работы архивов организаций (т.е. ведомственных архивов). Конечно, проект – не идеал. При работе над ним мы исходили из необходимости упрощения ряда направлений работы ведомственных архивов, а также введения норм, связанных с появлением электронных документов. Поэтому нам очень бы хотелось получить от вас замечания и предложения по его совершенствованию с тем, чтобы в соответствии с законодательством оперативно можно было разместить проект этого нормативного правового акта в сети Интернет для общественной экспертизы.»
Так что Росархив все-таки пытается что-то делать. К сожалению, как показывает практика последних лет, предлагаемые ведомством проекты документов чаще всего не отвечают текущему состоянию дел в отрасли и существующей законодательно-нормативной базе.
Я не верю, что попытки пристыдить Росархив что-либо дадут. Однако в течение ближайшего года-двух проблема с архивным хранением электронных документов будет, думаю, замечена уже высшим руководством страны, и вот тогда события начнут разворачиваться стремительно (а для кого-то и болезненно).
«Так что Росархив все-таки пытается что-то делать. "
ОтветитьУдалитьЯ Вас умоляю, в 2008 году этот господин обещал проект правил в 2010, мол не скоро конечно, но твердо и обстоятельно.
Имеем на дворе 2014 год и проект как Вы сами пишете несоответствующий не чему. Учитывая какаю ахинею несут сотрудники ВНИИДАД по вопросу эл. документов, что там за нормы, связанные с давнишним появлением в обороте электронных документов и подумать страшно.