Уникальный ландшафт изначально-электронных проектно-конструкторских документов постоянно эволюционирует, и управление такими документами означает развитие расширенного набора навыков «визуальной грамотности» (visual literacy – согласно Википедии, это способность интерпретировать, согласовывать и осмысливать информацию, представленную в виде изображений – Н.Х.), тесное сотрудничество с коллегами из различных дисциплин и отслеживание меняющихся передовых практик. Это также означает участие в захватывающем и бурно развивающемся диалоге в рамках архивной профессии.
В недавней публикации Общества американских архивистов (SAA) «Изначально-электронные проектно-конструкторские документ» (Born-Digital Design Records, объёмом 234 страницы, см. https://mysaa.archivists.org/productdetails?id=a1B5a00000kGyrXEAS , доступна 21-страничная ознакомительная версия, см. http://files.archivists.org/store/SAA-BornDigitalDesignRecords-Preview.pdf ) под редакцией Саманты Винн (Samantha Winn), содержатся три модуля, знакомящих архивистов с этими передовыми методами и обсуждениями с помощью исторических обзоров, примеров использования, реестров практических полезных инструментов, примеров потоков рабочих процессов и солидных глоссариев терминов. Эта книга входит в серию «Тенденции в архивной практике» (Trends in Archives Practice) и включает в себя:
- Модуль 24 «Навигация по техническому ландшафту изначально-электронных проектно-конструкторских документов» (Navigating the Technical Landscape of Born-Digital Design Records), написанный Кристин Фэллон (Kristine Fallon), Ализой Левенталь (Aliza Leventhal) и Заком Воуэллом (Zach Vowell);
- Модуль 25 «Нарождающиеся передовые методы приёма на архивное хранение, обеспечения долговременной сохранности и эмуляции изначально-электронных проектно-конструкторских документов» (Emerging Best Practices in the Accession, Preservation, and Emulation of Born-Digital Design Records), написанный Джоди Томпсон (Jody Thompson), Юаном Кокрейном (Euan Cochrane), Ализой Левенталь (Aliza Leventhal), Лаурой Шроффель (Laura Schroffel) и Эмили Вигор (Emily Vigor);
- Модуль 26 «Анализ практического опыта работы с изначально-электронными проектно-конструкторскими документами» (Case Studies in Born-Digital Design Records), написанный Ализой Левенталь (Aliza Leventhal), Стефаной Брайтвизер (Stefana Breitwieser), Алекс Йокинен (Alex Jokinen), Мирей Напперт (Mireille Nappert) и Заком Воуэллом (Zach Vowell).
Один из авторов данной книги, руководитель подразделения технических услуг отдела гравюр и фотографий (Prints and Photographs Division) Библиотеки Конгресса США Ализа Левенталь (Aliza Leventhal), рассказала нам о том, как появилась эта книга, и о нарождающихся тенденциях в практике работы с такими документами и управлении ими.
Ализа Левенталь является активным участником продолжающегося обсуждения проектно-конструкторских документов. Ранее она работала корпоративным архивистом и библиотекарем бостонской междисциплинарной дизайнерской фирмы Sasaki. Она является соавтором двух статей в специальном разделе о проектно-конструкторских документах в номере журнала «Американский Архивист» за осень/зиму 2021 года; а также соавтором аналитического отчёта «Обеспечение долговременной сохранности изначально-электронных проектно-конструкторских документов» (Preserving Born-Digital Design and Construction Records – о нём см. также мой пост http://rusrim.blogspot.com/2022/02/2021.html - Н.Х.), опубликованного в 2021 году британской Коалицией по электронной сохранности (Digital Preservation Coalition, DPC - один из мировых идейных лидеров в данной области – Н.Х.) в серии «Обозрение технологий» (DPC Technology Watch Publications).
Ализа Левенталь является соучредителем и сопредседателем секции проектно-конструкторских документов Комитета по электронным проектно-конструкторским документам (Digital Design Records Committee) Общества американских архивистов (SAA), а также много пишет и выступает с докладами на различных форумах, в том числе проводимых в рамках SAA, Ассоциации визуальных ресурсов (Visual Resources Association), Международной конфедерации архитектурных музеев (International Confederation of Architectural Museums) и Библиотеки Конгресса США. Она также принимала участие в коллективной работе по пересмотру обучающего курса SAA «Архитектурные документы: Управление проектной и строительной документацией» (Architectural Records: Managing Design and Construction Records) и является одним из его преподавателей
Эбигейл Кристиан: Какие уникальные проблемы возникают при управлении и обеспечении долговременной сохранности изначально-электронных проектно-конструкторских документов?
Ализа Левенталь: Во многом подобно их неэлектронным аналогам, с изначально-электронными проектно-конструкторскими документами связаны как технические, так и интерпретационные проблемы, являющиеся следствием динамичной и постоянно развивающейся практики проектирования, которая ярче всего проявляется в непрерывных экспериментам и использовании обширной комбинации инструментов (например, от процессов позитивного («синьки») и диазотипного светокопирования в 1800-х годах до десятков программ автоматизированного проектирования и 3D-печати сегодня).
Создатели изначально-электронных проектно-конструкторских документов (в том числе архитекторы, инженеры, ландшафтные архитекторы, градостроители, графические и промышленные дизайнеры и др.) используют надёжную экосистему программного обеспечения, которая в течение последнего десятилетия переходила на облачные сервисы, и которая производит результаты в весьма разнообразных файловых форматах, часть которых являются проприетарными.
Существует бесконечное количество комбинаций и способов использования этого программного обеспечения, и ряд характерных для организаций привычек, находящих отражение в структурах папок проекта, потребует тщательного - и, весьма вероятно, трудоёмкого анализа, - чтобы обеспечить для будущих исследователей возможность не только просматривать конкретный чертёж, но и понимать этот чертеж в контексте взаимосвязанных файлов. Это вопрос как экспертизы ценности, так и доступа, требующий проведения подробных собеседований с создателями документов и всесторонней документации, описывающий методы работы создателя документов/фирмы/группы проектировщиков.
Также необходим высокий уровень цифровой «визуальной грамотности» для поддержки исследователей, использующих несколько программных интерфейсов, в случае, если предполагается доступ к исходным динамическим файла (а не к статическим суррогатам).
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2022/11/2_0482750146.html )
Эбигейл Кристиан (Abigail Christian)
Источник: сайт журнала «Архивное обозрение» (Archival Outlook)
https://mydigitalpublication.com/publication/?i=763274
https://mydigitalpublication.com/publication/?m=30305&i=763274&p=6&ver=html5
Комментариев нет:
Отправить комментарий