(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2022/11/1_02141154273.html )
Ализа Левенталь: Как пишет во введении Саманта Винн (Samantha Winn) - редактор трёх входящих в состав книги модулей, книга постепенно эволюционировала благодаря дискуссиях между многими из участников проекта по поводу необходимости дополнительной литературы поэтому, не совсем нишевому типу документов; и благодаря желанию способствовать обсуждению данной «скоропортящейся» темы.
Лидерство Саманты, её умение подготовить заявку на публикацию книги и получить одобрение заявки Совета по публикациям SAA, стали «административным» стимулом для того, чтобы свести вместе авторов модулей. Авторы были целенаправленно отобраны таким образом, чтобы отразить разнообразие профессионального опыта, точек зрения и типов организаций и учреждений.
Время выхода этой книги совпало с появлением нескольких других недавних публикаций, таких как:
- Специальный раздел о проектно-конструкторских документах в номере журнала «Американский Архивист» (American Archivist) за осень/зиму 2021 года, см. https://www2.archivists.org/news/2021/read-the-fallwinter-2021-issue-of-american-archivist
- Аналитический отчёт («белая книга») «Строим для завтрашнего дня» (Building for Tomorrow), версия 1.0, июнь 2021 года, 78 страниц, https://projects.iq.harvard.edu/files/buildingtomorrow/files/building_for_tomorrow_whitepaper_version_1.0.pdf
- Аналитический отчёт «Обеспечение долговременной сохранности изначально-электронных проектно-конструкторских документов» (Preserving Born-Digital Design and Construction), серия отчётов «Обозрение технологий» (DPC Technology Watch Publications), Коалиция по электронной сохранности (Digital Preservation Coalition, DPC), 2021 год, 53 страницы, https://www.dpconline.org/docs/technology-watch-reports/2555-techwatchreporttemplate-v06-leventhal-thompson-final/file
- ряд мероприятий и докладов по данной теме за последние два года (см. рис.1).
Рис. 1: Хронология ключевых инициатив в период с 1996 по 2022 год, связанных с изначально-электронными проектно-конструкторскими документами
Эта некоординируемая конвергенция является результатом растущего интереса к приёму на архивное хранение изначально-электронных проектно-конструкторских документов и к формированию сообщества специалистов-практиков с целью поддержки текущих и будущих усилий по сбору и сохранению таких документов.
Эбигейл Кристиан: Как за последние годы изменился ландшафт изначально-электронных проектно-конструкторских документов?
Ализа Левенталь: Интерес к этим документам медленно, но верно нарастал начиная с середины 1990-х годов (см. рис.1), но особенно он вырос в течение последнего десятилетия, когда объединили усилия несколько учреждений и в 2012 году на ежегодном собрании секции SAA по проектно-конструкторским документам (Design Records Section, ранее известной как «Круглый стол по архитектурным документам») был создан Комитет SAA по электронным проектно-конструкторским документам (Digital Design Records Committee, до этого - Целевая группа по электронным проектно-конструкторским документам, а первоначально — Целевая группа по автоматизированному проектированию (Computer-Aided Design, CAD) / информационному моделирования зданий (Building Information Modeling, BIM)). Микросайт Комитета доступен по адресу https://www2.archivists.org/groups/design-records-section .
Приведенная выше на рис.1 хронология докладов, событий или публикаций по теме изначально-электронных проектно-конструкторских документов, хотя и не является исчерпывающей, однако помогает проиллюстрировать развитие дискуссии вокруг данной темы
Наиболее важно то, что многие такие усилия позволили узнать различные точки зрения - в том числе дизайнеров/проектировщиков, поставщиков программного обеспечения, специалистов по технологиям, специалистов в области архивного дела, по обеспечению долговременной сохранности и библиотекарей – с целью упрощения междисциплинарного обмена информацией.
Управление изначально-электронными проектно-конструкторскими документами - слишком сложная задача, чтобы её можно было решить, исходя лишь из одной точки зрения. Каждая заинтересованная сторона привносит в потенциальные решения ключевые по важности знания и идеи. Например, архивист, работающий с отделом маркетинга фирмы и её внешним отделом тиражирования, может выявить симбиотическую возможность использовать формат PDF/A в качестве формата, в котором окончательные редакции предложений и маркетинговых материалов передаются на размножение. Это обеспечивает наличие полноценно «упакованного» файла для использования в будущем.
Эбигейл Кристиан: Что из новинок Вы рады видеть в этой области?
Ализа Левенталь: Мы сейчас подходим к критическому моменту в архивации изначально-электронных проектно-конструкторских документов, и появляются возможности для того, чтобы больше голосов и точек зрения присоединилось к обсуждению и чтобы рассматривался более широкий круг вопросов. Обычно существует задержка между моментом созданием документов и моментом их передачи в состав архивных коллекций. После тридцати лет последовательного и широкого использования программного обеспечения для автоматизированного проектирования, коллекции этих материалов находят дорогу в архивы по всему миру. Дискуссии сейчас носят менее теоретический характер и больше сосредоточены на практических шагах, которые необходимо предпринять для курирования таких материалов, а также на исследованиях педагогического характера того, как историки и исследователи могут и будут использовать коллекции файлов изначально-электронных проектно-конструкторских документов.
Эбигейл Кристиан: Каким образом архивисты могут развить свою «визуальную грамотность», чтобы лучше проводить экспертизу ценности, описывать и предоставлять доступ к изначально-электронным проектно-конструкторским документам? Какие еще наборы знаний и навыков необходимы архивистам для успешного управления изначально-электронными проектно-конструкторскими документами?
Ализа Левенталь: Нашей профессии потребуется развивать цифровую визуальную грамотность в дополнение к визуальной грамотности. Первая требует более явного признания и знакомства с инструментами, техническими функциональными возможностями цифровых инструментов и сведениями, передающими намерения проекта, а также с ожидаемым визуальным представлением. Цифровая визуальная грамотность требует понимания современного процесса проектирования и изменений в практике, а зачастую и понимания более широких экономических и технологических условий для контекстуализации «климата», в котором выполнялась работа. Например, рецессия может привести к сокращению числа архитектурных проектов, в результате чего специалисты-практики не будут обновлять своё программное обеспечение в течение нескольких лет в целях экономии средств. Или же программное обеспечение, разработанное в смежной дисциплине, такой как анимация, может быть взято на вооружение проектировщиками, моделирующими функционирование предлагаемой конструкции.
Эбигейл Кристиан: Вы принимали участие как в написании изданной SAA книги, так и в подготовке статей в журнал «Американский архивист». Какой совет вы можете дать тем, кто хочет писать для SAA?
Ализа Левенталь: Если вы видите пробел в литературе, не ждите приглашения. Пожалуйста, напишите об этом пропущенном вопросе. Не пугайтесь сроков от первоначального проекта до публикации, которые часто помогают сделать конечный продукт лучше. Задайте все вопросы, которые у Вас есть. Начинать может быть страшновато, однако незнание деталей процесса не должно стать причиной, мешающей поделиться в своих публикациях полезными наблюдениями и инновационными идеями.
Эбигейл Кристиан (Abigail Christian)
Источник: сайт журнала «Архивное обозрение» (Archival Outlook)
https://mydigitalpublication.com/publication/?i=763274
https://mydigitalpublication.com/publication/?m=30305&i=763274&p=6&ver=html5
Комментариев нет:
Отправить комментарий