понедельник, 7 ноября 2022 г.

Банк России будет предоставлять МВД информацию о случаях осуществления переводов денежных средств без согласия клиента

Опубликован федеральный закон от 20 октября 2022 г. №408-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 27 Федерального закона «О национальной платежной системе»», который вступи в силу спустя год с даты официального опубликования.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «активное развитие современных информационно-коммуникационных технологий порождает новые угрозы государственной и общественной безопасности. Одновременно с ростом количества телекоммуникационных устройств и пользователей информационных сетей увеличивается число потенциальных потерпевших, а также возрастают возможности эксплуатации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для совершения противоправных деяний».

Авторы законопроекта подчеркивали, что «вызывает озабоченность высокая латентность подобных преступлений, что обусловлено анонимностью и отсутствием непосредственного контакта с потерпевшим, охватом широкой аудитории, простотой доступа к информации, а также организованным и трансграничным характером посягательств» и констатировали, что «несмотря на предпринимаемые усилия по противодействию таким преступлениям и обеспечению информационной безопасности, улучшения ситуации в данной сфере не отмечается».

В пояснительной записке к законопроекту приводились следующие статистические данные:

… по статистике МВД России, с 2013 года уровень преступности в сфере IT-технологий возрос более чем в 20 раз. В 2020 году этот показатель по отношению к 2019 году увеличился уже почти в 2 раза (510,4 тыс., +73,4%).

В 2020 году преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий или с использованием компьютерной информации, в том числе с применением расчетных пластиковых карт, составили 190,2 тыс. или +453,1%, по итогам 11 месяцев 2021 г. - 154,4 тыс. или - 11,2%, с применением сети «Интернет» - 300 тыс. или +91,3% и с применением средств мобильной связи - 218,7 тыс. или +88,3%. Чаще всего такие преступления связаны с хищением чужого имущества (статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - 173,4 тыс., +75,5%) и мошенничеством (статья 159 УК РФ - 210,5 тыс., +75,6%; статья 159 прим. 3 - 25,8 тыс., +60,2%).

По данным опубликованного Банком России обзора операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций за 2021 год, количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 год по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 год). Объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн. рублей по сравнению с 9 783,13 млн. рублей за 2020 год.

Общая доля операций по переводу денежных средств без согласия клиентов, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, на 2021 год составляет 49,4%.

Изменения в законодательство Российской Федерации вызваны всевозрастающей ролью безналичных расчетов, чему способствует развитие современных финансовых технологий, а также существенно возросшим количеством операций с использованием платежных карт. Пропорционально возросло и количество мошеннических операций с использованием платежных карт, при этом большую их часть составляют операции с использованием методов «социальной инженерии».

По мнению авторов законопроекта, «широко распространенное в настоящее время мошенничество, связанное с добровольной передачей физическим лицом сведений (например, номеров платежных карт, кодов, паролей), которые используются преступниками в целях осуществления несанкционированных операций, в том числе переводов денежных средств без согласия клиентов («социальная инженерия»), является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом».

Сроки возбуждения уголовных дел определены уголовно-процессуальным законодательством и требуют незамедлительного принятия решений. В то же время сроки рассмотрения кредитными организациями обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений (до 30 дней) создают проблему, связанную с невозможностью проведения срочных оперативно-розыскных и процессуальных мероприятий. В результате длительного рассмотрения запросов затягивается принятие окончательных решений по материалам и по возбужденным уголовным делам этой категории до 3 - 4 месяцев, существенно падает раскрываемость возбужденных дел.

В целях повышения эффективности противодействия мошенничеству с платежными картами статья 27 федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе» дополнена частью 8 следующего содержания:

8. Банк России предоставляет федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указанной в части 5 настоящей статьи, на основании полученных от указанного федерального органа исполнительной власти сведений о совершенных противоправных действиях. Порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сторонами сведений закрепляются в соглашении, заключаемом между Банком России и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информационный обмен между МВД России и Банком России будет осуществляться на основе двусторонних соглашений, которые определят форму и порядок взаимодействия. В пояснительной записке указано, что предполагается вести оперативный информационный обмен посредством технологической инфраструктуры Банка России - автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России (АСОИ ФинЦЕРТ).

Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена предложением следующего содержания: «Банк России предоставляет информацию о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О национальной платежной системе».

В пояснительной записке отмечается, что расширение состава пользователей АСОИ ФинЦЕРТ пользователями из МВД России «позволит достигнуть цели законопроекта и сохранить правовой режим банковской тайны».

Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления федерального закона в силу в один год «в связи с необходимостью реализации организационно-технических мероприятий по подготовке технической инфраструктуры (автоматизированной системы) Банка России и МВД России в целях реализации необходимого информационного взаимодействия, а также подготовки и заключения соглашений Банка России с МВД России».

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=429413

Комментариев нет:

Отправить комментарий