пятница, 19 октября 2012 г.

Андреа ди Майо: Отраслям экономики, государству и потребителям пора серьёзно отнестись к ИТ-этике, часть II


(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2012/10/i.html )

Время взять на себя ответственность

ИТ-отрасль и ИТ-специалисты в организациях-пользователях больше не могут прикрываться лозунгами прогресса и роста, исходя из того, что чем больше технологий, тем лучше экономика и общество. Принимающим решения лицам, которые осуществляют «цифровые» программы действий как способ стимулирования экономического роста, следует более тщательно изучить последствия поддержки нерационально быстрого развития технологий.

Коммерческие организации и правительства стали проявлять больше внимания к вопросам экологической стабильности. Часто можно встретить рекламу, показывающую, как организация сажает деревья или финансово поддерживает парки, чтобы компенсировать вызываемое её процессами выбросы углекислого газа. Почему бы точно так же не относится к социальным последствиям, вызванным применением современных технологий? Вместо каждого потерянного рабочего места следует создавать как минимум одно новое. При внедрении любых инноваций, оставляющих позади часть заинтересованных сторон, следует в приоритетном порядке принимать меры по преодолению возникающего неравенства, - лучше всего в качестве предварительного условия практической реализации этих инноваций.

Большинство коммерческих компаний считает, что уже они всё это делают в рамках корпоративных программ социальной ответственности. Однако нужно, чтобы была более прямая связь между этими программами и ИТ-инновациями, которые эти компании внедряют как в своей внутренней, так и во внешней деятельности.

Государствам следует обратить более пристальное внимание на вопросы регулирования и надзора над использованием технологий в случаях, когда возможны негативные последствия для граждан и потребителей. По мере того, как все больше и больше «умных» технологий закладывается в устройства, здания, автомобили и предметы, и эти технологии все сильнее влияют на то, как сервисы и службы реагируют на контекст, в котором человек живет и работает, - всё более многочисленными, более серьёзными и одновременно более трудными для обнаружения и устранения будут риски, связанные с возможными отказами, с накоплением данных и с поведением, которое определяются на основе прогнозного (predictive analysis) или рекомендующего определенные действия анализа данных (prescriptive data analysis).

Все эти процессы слишком сложны для того, чтобы их можно было эффективно регулировать, не задушив при этом прогресс и конкуренцию. Для ограничения негативных последствий этих рисков требуется, чтобы все заинтересованные стороны осознали свою ответственность - и действовали ответственно, в сотрудничестве друг с другом.

Ключевым шагом является создание более совершенной концепции ИТ-этики или же, в более общем плане, этики использования технологий (technology ethics). Для этого нужно придти к согласию относительно ряда принципов, которыми следует руководствоваться при развертывании технологий, способных оказать прямое или косвенное негативное воздействие на физическое лицо, будь то клиент, партнер или гражданин. Эти принципы должны быть применимы как к «промышленным» проектам, в которых технология применяется для изменения процессов и преобразования услуг, так и к предшествующей промышленной эксплуатации деятельности, когда новые технологии используются в рамках пилотных проектов.

В проектах должны быть предусмотрены четко определенные метрики успешности, учитывающие не только улучшения деловой деятельности и удовлетворенность клиентов, но и предвидимые негативные последствия (таких, как потеря/замещение рабочих мест, злоупотребление публичными или персональными данными, профилирование пользователей в зависимости от контекста), и сказано, как эти эффекты будут компенсироваться. Где будут созданы новые рабочие места и/или как потерявшие прежнюю работу сотрудники смогут приобрести новые навыки, необходимые на новых рабочих местах? Какие средства будут предоставлены пользователям для контроля касающейся их контекстуальной информации, либо выдано предупреждение о сборе такой информации, с тем, чтобы у пользователей была возможность отказаться? Какие контрольные механизмы будут использованы для предотвращения, выявления и/или ограничения негативных последствий, связанных со скоростью распространения информации?

Потребители и граждане должны стать «умнее»

Если конечные пользователи не осознают, что они обязаны проявлять разумную предосторожность, принимая или подвергая себя воздействию инновационных технологий, то отрасли промышленности и государства сами по себе никак не смогут обеспечить эффективное управление соответствующими рисками. Отсюда следует, что конечные пользователи должны использовать своё право (и обязанность) быть должным образом проинформированными и осведомленными как о достоинствах, так и о рисках; и должны объединять свои силы как посредством объединения в признанные группы (такие, как ассоциации потребителей), так и используя возможности социальных сетей.

Это не призыв быть/становиться луддитами, враждебно относящимися к любым технологическим инновациям. Стоит задача более правильно и «прозрачно» сбалансировать положительные перспективы, связанные с использованием более совершенных технологий,  и четкое понимание их последствий для неприкосновенности личной жизни, свободы, социально приемлемого поведения и т.д.

Недостаточно ждать, пока производители напишут предупреждения на своих этикетках своих продуктов и услуг, как сейчас это делается с сигаретами, а государственные органы  начнут информационно-ознакомительные кампании: понимание рисков и ответственное к ним отношение должны развиваться снизу-вверх, с того, что потребители и граждане должны задавать более трудные вопросы администраторам, планирующим «умные города», и поставщикам, предлагающим новые замечательные контекстно-зависимые услуги.

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог фирмы Gartner
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2012/10/04/it-is-time-for-industry-and-government-to-get-serious-about-it-ethics/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий