понедельник, 12 марта 2012 г.

Общественное обсуждение законопроектов: У государственных органов прибавится работы с документами

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 159 утверждены «Правила проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», которые направлены на создание «эффективной системы оценки и учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов Правительством Российской Федерации». Документ вступил в силу 10 марта 2012 года.

Согласно Постановлению, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов должны вноситься в Правительство вместе документами, содержащими информацию о привлекаемых при проведении общественного обсуждения экспертах из числа работников указанного федерального органа исполнительной власти и представителей организаций (п.2).

Законопроект из Правительства направляется в организацию, отобранную в соответствии с законодательством РФ с целью проведения общественного обсуждения (оператор), для организации проведения общественного обсуждения данного законопроекта.

Именно оператор по результатам общественного обсуждения законопроекта представляет в Правительство РФ отчет, включающий анализ  поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений (п.4) (т.е. оператор выполняет всю трудоёмкую работу по обработке и анализу поступивших замечаний и превращает их в «обогащенную руду» для принятия последующих решений – Н.Х.)

Мой комментарий: Данное положение, как мне кажется, является  весьма предусмотрительным шагом Правительства, поскольку на плечи оператора перекладывается нелёгкое бремя организации общественного обсуждения и, самое главное, его документирования. Как показывает практика, простое выкладывание проектов  документов в Интернете часто не даёт реальной отдачи, так что интересно будет посмотреть, как покажет себя новая система. Интересно, кого выберут в качестве операторов: для того, чтобы подготовить осмысленный отчет об общественном обсуждении, нужно привлечь к работе специалистов, хорошо разбирающихся не только в обсуждаемых вопросах, но и знающих особенности государственного регулирования данной сферы деятельности – и таких специалистов не очень много.

Получив обобщенные данные, отвечающий за подготовку законопроекта департамент Правительства проводит анализ представленного оператором отчета  и готовит предложения о представлении законопроекта  в  установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности либо о его возвращении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти на доработку с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения (п.5).

При повторном внесении в Правительство доработанного законопроекта к нему в обязательном порядке прилагается  справка об учете замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения (в случае отказа от их учета - с указанием  причин принятия такого решения).

Мой комментарий: Знаю по опыту, что учет и анализ замечаний, поступивших в ходе обсуждения, их документирование, подготовка и утверждение решений по каждому замечанию – большая нелёгкая работа, которую в данном случае придётся выполнять и так уже перегруженным государственным служащим; а если учесть количество и объёмы законопроектов, которые сейчас готовит Правительство, то многим ведомствам и их сотрудникам можно лишь посочувствовать. На мой взгляд, подобные инициативы, направленные на вовлечение общественности и повышение прозрачности государственного управления,  имели бы больше шансов на успех, если бы они подкреплялись выделением соответствующих ресурсов.

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126626 

2 комментария:

  1. не очень понятно почему департамент правительства не может сам подготовить отчет о прошедших слушаниях

    ОтветитьУдалить
  2. Значит надо создать аутсортинговую компанию...

    ZZubra

    ОтветитьУдалить