пятница, 9 марта 2012 г.

Минэкономразвития открывает он-лайн доступ к Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество

Приказом Минэкономразвития РФ от 27 декабря 2011 года № 766 утвержден «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Приказ вступил в силу с 1 марта 2012 года.

Для доступа к информационному ресурсу заявителям будет необходимо получить уникальные коды (ключи доступа) (п.2). Предоставление сведений осуществляется в электронной форме через специальный раздел официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) в сети Интернет или с использованием веб-сервисов (п.3).

Документ интересен тем, что для взаимодействия с заявителем при направлении запроса и получении кодов доступа предусмотрено использование смешанного документооборота.

Запросы о предоставлении сведений направляются в Росреестр, его территориальные органы, а также в подведомственные ему государственные бюджетные учреждения и их филиалы, по выбору заявителя (п.4):
  • в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении;
  • в виде бумажного документа путем его отправки по почте;
  • в электронной форме путем заполнения формы запроса размещенной на официальном сайте Росреестра;
  • в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
В запросе указывается один из следующих способов предоставления ключей доступа (п.7):
  • в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении;
  • в виде бумажного документа, который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством почтового отправления;
  • в форме электронного документа, размещенного на официальном сайте Росреестра, ссылка на который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством электронной почты;
  • в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Документом предусмотрен порядок идентификации заявителей:
  • При личном обращении предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя, если запрос представляется заявителем; или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если запрос представляется его представителем (п.9).

  • Представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому запросу прилагает надлежащим образом оформленную доверенность (п.10). Если запрос представляется в электронной форме, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа (электронного образа документа), подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность.
Подробно регламентирован порядок заверения запроса в зависимости от того, кто его направляет (п.11). Если запрос направляется по почте, то подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением запроса, представленного нотариусом, который заверяется подписью и оттиском печати нотариуса. (Что интересно, для юридических лиц не требуется заверение запроса оттиском печати организации – Н.Х.)

Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представлен в электронной форме, он должен быть заверен электронной цифровой подписью. (Здесь также возникает вопрос о том, что будет с этим порядком после 1 июля 2012 года, когда закон об электронной цифровой подписи перестанет действовать – Н.Х.)

Если запрос на бумажном носителе, направлен (в том числе почтой),
  • Федеральным органом исполнительной власти,
  • Территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
  • Органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
  • Органом местного самоуправления,
  • Судом,
  • Правоохранительным органом,
  • Судебным приставом-исполнителем,
  • Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем, аудитором Счетной палаты Российской Федерации,
то он должен быть заверен не только подписью руководителя или заместителя руководителя, но и оттиском печати этого органа, а в электронном виде - электронной цифровой подписью руководителя (п.13).

Вместе с запросом, если необходимо получить доступ к сведениям ограниченного доступа (п.15), должен быть представлен ряд копий документов. Все эти бумажные копии, за исключением копии судебного акта, а также копии страниц документа, удостоверяющего личность, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке. Государственные органы копии документов не представляют, а указывают в запросе основания истребования сведений.

Предоставление ключей доступа в форме электронного документа осуществляется (п.20):
  • отправкой XML-документа с использованием веб-сервисов, осуществляется по запросам, представленным в электронной форме с использованием веб-сервисов

  • в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
С даты предоставления заявителю ключей доступа, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не несет ответственности за их сохранность, а также за неправомерные действия третьих лиц, связанные с их использованием (п.25).

Мой комментарий: Представление ключей доступа в электронном виде, с моей точки зрения, самое слабое звено во всей процедуре, тем более, что после этого государственный орган снимает с себя всю ответственность.
Срок, в течение которого заявителю предоставляется возможность использования ключей доступа, составляет один год со дня осуществления заявителем оплаты за предоставление сведений (п.36). Для заявителей, обладающих правом на безвозмездное получение сведений, срок действия ключей доступа составляет один год со дня предоставления ключей доступа. По истечении срока действия ключей доступа предоставление сведений заявителю прекращается (п.37).

Предоставляемые сведения, содержащиеся в ЕГРП, должны содержать информацию о дате их последнего обновления (п.39).

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП  осуществляется следующими способами (п.42):
  • предоставление возможности просмотра сведений, содержащихся в ЕГРП;
  • предоставление возможности копирования сведений, содержащихся в ЕГРП;
  • направление уведомлений об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП.
При просмотре, копировании сведений ограниченного доступа, а также при осуществлении поиска сведений, содержащихся в ЕГРП, заявитель обязан использовать электронную подпись, за исключением случаев представления заявителем - физическим лицом запроса о предоставлении сведений ограниченного доступа в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, при личном обращении или путем почтового отправления (п.44).

Мой комментарий: Непонятно, что именно понимается под использованием электронной подписи при просмотре и поиске сведений. Что будет подписываться?

Уведомления об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП, размещаются в специальном разделе, ссылка на который направляется заявителю по электронной почте не позднее пяти дней после внесения изменений в соответствующие сведения ЕГРП (п.45).

Мой комментарий: Единственный способ справиться с валом межведомственных запросов  – предоставить возможность заинтересованным органам, организациям и гражданам самостоятельно работать с государственным реестром, искать в нем нужную для работы информацию. 

Понятно, что предстоит ещё много работы в этом направлении, однако первый шаг в области нормативного регулирования доступа к единым государственным реестрам и их широкого использования для государственного управления и деловой деятельности сделан.

 
Источник: КонсультантПлюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=126286

5 комментариев:

  1. На той недели звонил в рег палату в уфе там мне сказали что не могут дать доступ что процедура не опробована и что обязательно будет письмо МЭР о продлении сроков. Как обычно сначала примут закон потом будут думать как его реализовать.

    ОтветитьУдалить
  2. Данный закон вступил в силу но не работает как выдавать ключи и как все это реализовать ни кто не знает.говорят что закону отсрочку. Как обычно законы придумывают а как реализовать его не кто не знает.

    ОтветитьУдалить
  3. По какой-то причине первый комментарий попал в папку "Спам" :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятно. Я думай удалили. Так что не работает многие знакомые заинтересованные в этом говорят что им тоже сказали не получается и что отсрочат.

      Удалить
  4. Технических проблем с организацией доступа к Реестру нет ни каких, это может быть на вскидку хоть WSS, хоть атрибутные сертификаты в связке с сертификатом открытого ключа. В этом случае пользователю вообще ничего не выдаётся, а всё происходит как бы внутри реестра.

    ОтветитьУдалить