пятница, 11 декабря 2009 г.

Установлены правила ведения и сроки хранения для очередного государственного реестра

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними» установлены правила ведения ещё одного государственного реестра. Хорошо, что подобные правила разрабатываются и утверждаются на таком высоком уровне, но плохо, что в очередной раз часть положений, относящихся к вопросам управления документами и архивного дела, как-то плохо согласуется с нашими традициями в этой области. Складывается впечатление, что ведомства даже не подозревают о существовании в структуре исполнительной власти специального органа, ответственного за архивное дело.

Постановлением установлен и срок хранения документов, причем он отличается от того, что установлен Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

Ст.9 Единый государственный реестр прав на воздушные суда является федеральной информационной системой

Единый государственный реестр прав на воздушные суда имеет неограниченный срок хранения. Уничтожение или изъятие из него каких-либо документов либо их частей не допускается.
В тексте Правил срок хранения описан более понятным языком:

Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (Утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958)

5. Единый государственный реестр прав на воздушные суда, в том числе дела правоустанавливающих документов и книги учета документов, подлежит постоянному хранению в архиве органа государственной регистрации прав на воздушные суда.
Обращает также на себя внимание тот факт, что для всех документов государственного реестра прав на воздушные суда вообще не предусмотрена передача на хранение в государственные архивы, да и место хранения документов в Постановлении Правительства указано однозначно. Со временем это может создать определенные проблемы как для ведомства, на которое возложена обязанность ведения реестра (в данном случае эта честь оказана Федеральному агентству воздушного транспорта), так и для федеральных государственных архивов, которые, согласно нашему архивному законодательству, должны обеспечивать постоянное хранение документов Архивного фонда РФ. Положение о хранении документов именно в архиве регистрирующего органа в Правилах встречается ещё дважды:

Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (Утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958)

70. Все дела правоустанавливающих документов, в том числе закрытые дела, сдаются на хранение в архив органа государственной регистрации прав на воздушные суда и вносятся в каталог архива.

74. … Книги учета документов после их закрытия хранятся в архиве органа государственной регистрации прав на воздушные суда.
К сожалению, почти все положения Правил сформулированы таким образом, что, хотя в ряде пунктов и упоминается возможность ведения реестра «на электронных носителях» (см. п. 19, 23, 45), в основном описывается порядок регистрации на бумажных носителях. Ну а наличие п. 20 (см. ниже), с моей точки зрения, вообще блокирует такую возможность, поскольку пока законодательством не регламентировало использование электронной гербовой печати:

Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (Утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958)

п. 20. Регистратор подписывает каждую запись в Едином государственном реестре прав на воздушные суда с указанием своей фамилии и инициалов, заверяет гербовой печатью и проставляет на ней дату совершения записи.

Комментариев нет:

Отправка комментария