воскресенье, 8 июля 2018 г.

Судебная практика: Персональные данные в СЭД


Анализ споров, связанных с защитой персональных данных, показывает, что очень часто претензии граждан по этому поводу являются вторичными и возникают там, где уже существует тот или иной конфликт, в том числе между работником и работодателем.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в марте 2018 года вынесла решение по делу № 33-8777, в котором бывший сотрудник Министерства юстиции РФ предъявил претензию к бывшему работодателю в связи с тем, что тот разместил в своей системе электронного документооборота его заявления и ответы на них.

Суть спора

Гражданин проходил службу в центральном аппарате Министерства юстиции РФ с мая 2014 года и замещал должность референта Департамента государственной службы и кадров (ДГСК). В марте 2017 года он был уволен по собственному желанию. В сентябре 2016 года, по его мнению, по результатам рассмотрения трех его заявлений и направлении ответов на них руководством ДГСК умышлено были разглашены и распространены его персональные данные в системе электронного документооборота Минюста России, о чем он сообщил первому заместителю Минюста и просил по данному факту назначить служебную проверку - однако служебная проверка назначена не была.

Поскольку ответы на его обращения были размещены в Системе электронного документа оборота Минюста РФ в открытом доступе, и в них содержится адрес его регистрации, это нарушает его права на защиту персональных данных в соответствии с положениями федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданин просил суд обязать министерство назначить служебные проверки для привлечения к дисциплинарной ответственности в связи с допущенными нарушениями законодательства РФ о персональных данных в отношении гражданских служащих Минюста: ряда заместителей директора ДГСК, начальника отдела по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России, заместителя начальника отдела по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России.

Позиция Замоскворецкого районного суда г. Москвы

Замоскворецкий районный суд г. Москвы в октябре 2017 года рассмотрел дело № 2-3854/2017 и установил, что в период работы гражданин обращался к ответчику с различными заявлениями. Данные заявления были приняты на личном приёме в приёмной для граждан Минюста России и зарегистрированы с индексом ОГ (обращение гражданина). Соответственно, обращения рассматривались с учетом положений федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Гражданин в заявлениях не указывал ни почтовый адрес, ни адрес электронный почты. Соответственно, в целях соблюдения требований закона ответы на его обращения были направлены ему на почтовый адрес, указанный в его личном деле, поскольку он при приеме на службу давал согласие на обработку его персональных данных.

Суд отметил, что все входящие документы и подготавливаемые исходящие документы сканируются и размещаются в Системе электронного документооборота министерства, в том числе и обращения граждан.

По мнению суда, размещение ответов гражданина в Системе электронного документооборота осуществлялось правомерно, с учетом федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; а при наличии его согласия на обработку его персональных данных, а также в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Минюсте России, утвержденной приказом Минюста России от 30.12.2011 № 460, министерство вправе было указать в ответах адрес его регистрации. 

Суд подчеркнул, что в Минюст России от гражданина поступило более 25 обращений, на некоторые из которых он отказывался получать ответы лично.

Суд отметил, что согласно статье 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя. В связи с тем, что назначение служебной проверки является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, и отказ в ее назначении гражданином не был оспорен, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. 

Суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданина к Министерству юстиции Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в марте 2018 года (дело № 33-8777) оставила составе решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу гражданина - без удовлетворения.

Мой комментарий: Это дело - наглядный пример того, до какого абсурда могут дойти претензии граждан по защите их персональных данных. К сожалению, ни одна организация от подобного не застрахована…

Сайт Московского городского суда, Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAMSMARB;n=1443048
https://www.mos-gorsud.ru/rs/zamoskvoreckij/cases/docs/content/558ac0d7-aec1-4859-89b5-92285d8fb0b5

Комментариев нет:

Отправить комментарий