среда, 15 апреля 2015 г.

Национальные Архивы США: Рассказ о публичном обсуждении деятельности Национального центра по рассекречиванию


Данное сообщение, подготовленное директором Национального центра по рассекречиванию (National Declassification Center, NDC) Шерил Шенбергер (Sheryl Shenberger) было выложено 13 апреля 2015 года на блоге NDC, располагающемся на сайте Национальных Архивов США. В нём рассказывается о том, как 10 марта 2015 года прошли организованные Национальными Архивами на своей площадке публичные слушания и обсуждение деятельности NDC (National Declassification Center’s Public Forum).

В минувшую пятницу, 10 апреля 2015 года, Архивист Соединенных Штатов, Дэвид Ферьеро (David Ferriero) открыл еще одни успешные общественные слушания по поводу деятельности Национального центра по рассекречиванию (NDC) на тему «Приоритеты деятельности NDC: Какие тайны люди хотят узнать?». Тему выбора приоритетов NDC выбрал из-за взаимосвязи такого выбора с процессом рассекречивания. Огромное количество документов, требующих связанной с их рассекречиванием обработки, наводит нас на мысль о том, что нужно искать новые подходы к рассекречиванию, если мы хотим своевременно делать общедоступной историю деятельности американского правительства. В течение данного 2-часового форума NDC получил ряд полезных и практичных предложений и рекомендаций; о некоторых наиболее интересных я расскажу ниже.

Выступает директор NDC Шерил Шенбергер (Sheryl Shenberger)

Чтобы заложить основу для дальнейшего обсуждения, я рассказала о пяти процессах, которые NDC в настоящее время рассматривает как приоритетные:
  • Архивная обработка серий секретных документов для обеспечения их качества в течение одного года с даты их приёма на хранение в Национальные Архивы. В будущем планируется поработать с федеральными органами исполнительной власти по применению такого же подхода «обеспечения качества» в отношении серий, которые пока ещё физически не переданы в хранилище Национальных Архивов в Колледж-Парке;

  • Ускорение темпов повторной экспертизы ранее проверенных и признанных не подлежащими рассекречиванию документов, благодаря использованию автоматизированной системы уведомления и контроля проведения консультаций с заинтересованными ведомствами (referrals);

  • Обработка документов, в рассекречивании которых было отказано до того, как Национальные Архивы (NARA) создали в 2002 году автоматизированную систему сбора данных;

  • Процесс «индексации по требованию», позволяющий исследователям просить о том, чтобы определенные серии документов были передвинуты в голову очереди документов, ждущих окончательного ввода данных и отбора материалов.

  • Проведение, когда это оправдано, специальных тематических проектов рассекречивания.
Старший архивист Дэвид Ленгбарт (David Langbart) дал глубокий анализ как практической применимости, так и философских проблем, связанных с установлением приоритетов на основе тематики; а архивист-инструктор (Supervisory Archivist) Марта Мерфи (Martha Murphy) познакомила аудиторию с методом, используемым при рассекречивании последних из документов, касающихся Джона Кеннеди.

Затем участники круглого стола, на который в качестве панелистов были приглашен ряд высокопоставленных руководителей из различных ведомств (VIP Panel), высказали свои уникальные точки зрения и предложения в отношении выбора приоритетов, значения этого подхода и области, в которой его лучше всего применять.

Дэвид Робаж (David Robarge) из ЦРУ с точки зрения историка высказал соображения о том, что могло бы сделать ЦРУ: сфокусировать внимание на национальных аналитических оценках разведывательной информации (National Intelligence Estimates) периода после окончания холодной войны; на ежедневных информационных сводках для Президента (President’s Daily Briefs) и предшествовавших им аналогичных документах; на организационной структуре ведомства агентства; и на рассекречивании отдельных тайных операций.

Стивен Рэндольф (Stephen Randolph) из Государственного департамента рассказал о многочисленных запросах на проведение ведомственной экспертизы и о проблемах, связанных с проведением рассекречивания по тематическому признаку. Он предложил идею создания консультативного комитета, который бы определял приоритеты для обрабатываемых NDC документов, аналогично тому, как успешно работает Исторический консультативный комитет (Historical Advisory Committee) Госдепартамента.

Представитель сайта «Открыть правительство» (OpenTheGovernment.org) Кэтрин Хоукинс (Katherine Hawkins) отметила логистические проблемы и принятие решений «прошел / не прошел» на уровне документа в ходе обработки Центром по рассекречиванию больших объемов документов, посетовала на скорость раскрытия материалов, и предположила, что четкое определение того, что считается «источниками и методами» (если документы раскрывают источники информации и методы работы, то это может быть основанием для отказа в их рассекречивании – Н.Х.) дало бы возможность в большей мере рассекретить ряд серий документов.

Билл Бёр (Bill Burr) и Нейт Джоунз (Nate Jones) из «Архиву национальной безопасности» (National Security Archive - независимый неправительственный научно-исследовательский институт и библиотека при Университете им. Джорджа Вашингтона – Н.Х.) предложили NDC обратить особое внимание на ряд конкретных серий документов, таких, как президентские документы, дела Министра обороны и Государственного секретаря, документы уровня директоров Агентства по контролю над вооружениями и разоружению (Arms Control and Disarmament Agency, ACDA), Atomic Energy Commission (AEC) и ведомств, входящих в разведывательное сообщество.

Как и Кэтрин, они жаловались на скорость раскрытия документов, и Билл критиковал Министерство обороны за чрезмерно ограничивающий подход. Нейт отметил, что принятие решений о рассекречивании на уровне документа «не позволяет получить нужный результат», и выступил за использование подхода с цензурированием, которое, благодаря первичному тщательному анализу, может позволить сократить число повторных экспертиз. (Здесь речь идёт вот о чём: если будет запрошен конкретный документ, то, в соответствии с законодательством о свободе доступа к государственной информации, необходимо будет раскрыть всё его несекретное содержание, вымарав секретные сведения – пусть даже в итоге невымаранными останутся только номера страниц. NDC рассекречивает документы в опережающем порядке, до того, как они будут кем-либо запрошены, поэтому, ради ускорения процесса, ему проще очень трудоёмким цензурированием не заниматься. Однако тем самым проблема не снимается, а лишь откладывается на время. – Н.Х.)

Выражая точку зрения «Совета по рассекречиванию в интересах общественности» (Public Interest Declassification Board, PIDB), высказанную в его недавней публикации «Расстановка приоритетов: Ключевой шаг в трансформации системы рассекречивания» (Setting Priorities: An Essential Step in Transforming Declassification), Билл Лири (Bill Leary) согласился с другими членами группы панелистов в том, что ныне существующая система рассекречивания является нежизнеспособной, особенно в свете появления электронных документов. Он предложил сконцентрировать внимание на более важных, а не на более старых документах, отметив также, что принятие решений о рассекречивании на уровне документа увеличивает «завалы» необработанных документов в последующие периоды.

С его точки зрения, наиболее приоритетными должны стать президентские документы и серии документов, которые ранее были признаны не подлежащими рассекречиванию. Билл предложил NDC определить те серии документов, которые имеет смысл рассекречивать только по запросу, а также серии, которые могут быть рассекречены автоматически, - а уже затем сконцентрировать ресурсы на наиболее востребованных документах

В числе заданных из зала вопросов и предложений были предложения об ускоренной обработке оставшихся документов президента Кеннеди, приоритизация цензурирования высокоуровневых документов, а также использование результатов анализа поступающих в Национальные Архивы запросов с целью установления приоритетов.

Видеозапись выступлений продолжительностью 2 часа (см. ниже) выложена по адресу https://www.youtube.com/watch?v=ABsaEa9v4ik .



В последующих постах на блоге мы будем информировать о том, как Национальный центр по рассекречиванию будет реагировать на высказанные во время обсуждения предложения, замечания и поднятые вопросы.

Шерил Шенбергер (Sheryl Shenberger)

Мой комментарий: У нас в России модно, особенно среди «интеллигентных людей», ныть о том, как плохо у нас обстоят дела с рассекречиванием, и заниматься поисками «врагов». К сожалению, большинству этих нытиков даже в голову не приходит, что рассекречивание – это ответственная и очень трудоёмкая работа, которая у нас до сих пор выполняется так же, как и 30 лет тому назад.

Учитывая рост объёмов создаваемых документов, в том числе секретных, подталкиваемый к тому же внедрением информационных технологий, нет ничего удивительного в том, что «производительность» занимающихся рассекречиванием подразделений не соответствует потребностям. Если при рассекречивании не начнут использоваться новые подходы, если в эту сферу деятельности не будут вложены средства и ресурсы, ситуация неизбежно будет лишь ухудшаться.

Опыт США интересен именно тем, что там уже лет пять тому назад осознали – действовать по старинке больше нельзя, и американцы настойчиво ищут способы, позволяющие проводить рассекречивание максимально эффективно и без чрезмерного увеличения затрат.

Дополнительные материалы: О создании и деятельности NDC читайте также следующие посты:

Комментариев нет:

Отправить комментарий