2 апреля 2015 года на сайте ассоциации специалистов по управлению контентом AIIM была выложена подготовленная президентом ассоциации Джоном Манчини (John Mancini) публикация «Управление контентом в 2020 году: Размышляя вне рамок ECM» (Content Management 2020: Thinking Beyond ECM). Документ объёмом 16 страниц можно скачать по адресу http://info.aiim.org/cm2020-0 (страница загрузки, кстати говоря, украшена красноречивым лозунгом «Если ты едешь на мёртвой лошадке, слезай!»).
Вкратце прогноз на 2020 год следующий: Такого управления контентом (ECM), каким мы его знаем, уже не будет. Как пишет Джон Манчини:
«Контент будет везде и во всем, но управление контентом будет всё более невидимым, «прозрачным». Мы делаем эти выводы в отношении ландшафта управления контентом в 2020 году, оглядываемся на историю эволюции контента.Мой комментарий: Джон Манчини – очень приятный человек, но, на мой вкус, он слишком часто и слишком легко делает весьма радикальные предсказания, которые редко сбываются :)
В частности, можно отметить следующее:
- Проблема управления совокупностью/взаимодействием людей, процессов и информации не нова;
- Уже было пять эпох управления совокупностью людей, процессов и информации;
- Мы сейчас переходим к шестой эпохе такого управления;
- Организации остро нуждаются в хороших практиках посреди хаоса нарождающейся шестой эпохи;
- Нужно придумать отрасли новое название.»
Пять технологических эпох, которые упоминает Манчини, это бумага, микрография (т.е. микроплёнка), ERP (Enterprise Resource Planning – корпоративное планирование ресурсов), Document Management/Workflow (управление контентом и рабочими процессами) и ECM (то же самое управление контентом и рабочими процессами, но под другим именем).
Логики в такой классификации я не вижу никакой – это какая-то смесь «бульдога» (вида носителей) с «носорогом» (методами управления информацией). Если хотите, это видение эволюции отрасли глазами маркетолога, который отмечает смену модных «бирочек» …
Начнем с того, что микрография была широко распространена только в Северной Америке и уж точно никак принципиально не повлияла ни на деловые процессы, ни на процессы управления документами и информацией. Бумагу и микрографию AIIM разделяет чисто по историческим причинам – ну никак ассоциация не может забыть о том, что она возникла как объединение специалистов по применению микрографических систем в бизнесе!
Конечно, вполне справедливо противопоставить способам работы с неструктурированной информацией, характерным для доэлектронной эры, электронное управление контентом, но я бы сделала это со следующими оговорками:
- Хотят и не хотят Джон Манчини и его коллеги по AIIM этого замечать, однако до чисто электронного управления информацией пока ещё далеко, и значительная (хотя и уменьшающаяся) часть информации по-прежнему существует и будет существовать в аналоговом виде. Системы управления контентом как использовались, так и будут использоваться для управления всем контентом, в том числе и контентом на аналоговых носителях т.е. для, как у нас говорят, «смешанного документооборота»;
- Искать различия между ECM и Document Management – столь же научное занятие, как в российских условиях выявлять тонкие различия между «делопроизводством» и «документационным обеспечением управления».
Вот ERP-системы действительно стали новым явлением, колоссальное значение приобрело управление структурированной информацией - и эти системы не только никуда не делись, но их роль непрерывно возрастает. Обычно в одной и той же организации значение ERP-системы превышает значение ECM-систем (если используются и та, и другая).
Я бы предложила другую схему смены эпох:
Я бы предложила другую схему смены эпох:
- Бумажная эпоха,
- Эпоха первичной автоматизации (фактически - переходный этап), когда главный акцент делается на перевод в электронный вид существующих документов и процессов;
- Второй этап автоматизации, когда привычные документы и процессы уходят в небытие, а вместо них начинают применятся совершенно новые методы и технологии, опирающиеся на радикальные изменения в менталитете людей, в законодательстве.
До 2020 года осталось 5 лет – это и много, и мало. С одной стороны, это вроде бы достаточное время для того, чтобы произошла очередная масштабная смена технологий. Однако, как мне кажется, эта смена уже началась пару лет тому назад, но была несколько приторможена кризисными явлениями в мировой экономике. До сих пор не раскрыли весь свой потенциал облачные и мобильные вычисления вместе с «интернетом вещей», а чреватый большими последствиями переход в мир, управляемый взаимодействующими друг с другом базами данных и построенными вокруг них системами управления отраслевого и национального масштаба, идёт постепенно и без лишнего шума.
Кроме того, не стоит забывать о многоукладности управления документами и информацией, к которой следует относиться как к принципиально важному фактору, который обязательно нужно принимать во внимание. До сих пор даже в развитых странах можно встретить все возможные технологии, начиная от чисто бумажных. Даже если в ближайшие пять лет появится какая-то совершенно новая технология или новый подход, они к 2020 году не успеют стать доминирующими – а, следовательно, привычное нам управление контентом никуда не денется, хотя, возможно, станет немодным и «нишевым».
Далее, 5 лет – это слишком небольшой срок, чтобы существенно изменить законодательство, а без опоры на законодательство (или хотя бы не убрав из законодательства положения, мешающие внедрению новых технологий) трудно рассчитывать на кардинальные изменения в управлении юридически значимой информацией.
Наконец, - и пусть маркетологи на меня не обижаются, - но не вызывает доверия отрасль, которой требуется часто менять названия. Контент, как признает сам Манчини, никуда не денется, и управлять им все равно будет нужно.
В заключение отмечу, что в документе самым слабым местом являются именно выводы, и намного интереснее тот исходный материал, на основе которого они вроде бы были получены. Ради него публикацию стоит прочитать.
Источник: сайт AIIM
http://info.aiim.org/cm2020-0
Кроме того, не стоит забывать о многоукладности управления документами и информацией, к которой следует относиться как к принципиально важному фактору, который обязательно нужно принимать во внимание. До сих пор даже в развитых странах можно встретить все возможные технологии, начиная от чисто бумажных. Даже если в ближайшие пять лет появится какая-то совершенно новая технология или новый подход, они к 2020 году не успеют стать доминирующими – а, следовательно, привычное нам управление контентом никуда не денется, хотя, возможно, станет немодным и «нишевым».
Далее, 5 лет – это слишком небольшой срок, чтобы существенно изменить законодательство, а без опоры на законодательство (или хотя бы не убрав из законодательства положения, мешающие внедрению новых технологий) трудно рассчитывать на кардинальные изменения в управлении юридически значимой информацией.
Наконец, - и пусть маркетологи на меня не обижаются, - но не вызывает доверия отрасль, которой требуется часто менять названия. Контент, как признает сам Манчини, никуда не денется, и управлять им все равно будет нужно.
В заключение отмечу, что в документе самым слабым местом являются именно выводы, и намного интереснее тот исходный материал, на основе которого они вроде бы были получены. Ради него публикацию стоит прочитать.
Источник: сайт AIIM
http://info.aiim.org/cm2020-0
Комментариев нет:
Отправить комментарий