Значительная часть договоров в мире заключается по итогам проводимых сторонами переговоров. Этот процесс может иногда занимать гораздо больше времени, чем исполнение самого контракта. До последнего времени в законодательстве процедура проведения переговоров вообще никак не регулировалась. Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» исправил ситуацию, дополнив кодекс статьей 434.1 «Переговоры о заключении договора». Данные положения вступают в силу 1 июня 2015 года.
В Гражданский Кодекс включены положения, сформулированные на основе сложившейся практики делового оборота.
Граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто (ч.1).
При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности, не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной (ч.2).
Недобросовестными действиями при проведении переговоров считаются:
- Предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
- Внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона не могла, исходя из разумных соображений, этого ожидать.
Мой комментарий: Как мне кажется, здесь открывается широкое поле для манипуляций. Соответственно, возрастает роль правильного документирования процедур проведения переговоров и фиксации их результатов, а также затрат на проведение переговоров.
Если в ходе переговоров о заключении договора сторона получает информацию, которая передается ей другой стороной в качестве конфиденциальной, она обязана не раскрывать её и не использовать ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она должна возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей (ч.4).
Стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров. Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения соответствующих расходов и иные подобные права и обязанности. Такое соглашение может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.
Условия соглашения о порядке ведения переговоров, ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторон соглашения, ничтожны (ч.5).
Предусмотренные положения об обязанности стороны возместить убытки, причиненные другой стороне (ч.3 и ч.4), не применяются к гражданам, признаваемым потребителями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (ч.6).
Правила настоящей статьи применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров (ч.7).
Мой комментарий: С моей точки зрения, введение таких законодательных норм создает для организаций определенные новые риски, которых ранее, в отсутствие законодательной регламентации процедуры переговоров, не было.
В результате возрастает роль внутренней нормативной базы, в которой будут закреплены правила, принципы и процедуры проведения переговоров, а также порядок их документирования. Что касается соглашения о порядке ведения переговоров, то возможно, потребуется проводить отдельные переговоры по согласованию его положений :)
Одновременно стоит подумать над тем, как организовать хранение созданных в процессе ведения переговоров документов и установить им сроки хранения. Здесь, как мне кажется, можно ориентироваться на установленные в российском законодательстве сроки исковой давности.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176165
Спасибо за информацию!
ОтветитьУдалить