среда, 11 декабря 2019 г.

Совет по архивному делу: Комплектование государственных и муниципальных архивов


В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства О.В.Наумова «Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов власти и организаций на электронный документооборот» на XV Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве 8 октября 2019 года было отмечено, что правовые вопросы в области комплектования государственных и муниципальных архивов являются наиболее многочисленными и сложными.

О.В.Наумов в докладе отметил, что в 2018–2019 годах были изданы приказы:
  • Об утверждении примерных положений о центральном архиве федерального органа государственной власти, иного федерального государственного органа;

  • Об архиве организации;

  • Об утверждении примерных положений о Центральной экспертной комиссии федерального органа государственной власти, иного федерального государственного органа и об экспертной комиссии организации;

  • Об утверждении примерных положений об экспертно-проверочных комиссиях уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, федерального государственного архива, научной организации, включенной в перечень, утверждаемой Правительством РФ.
Более подробно он остановился на шагах, предпринимаемых Росархивом по урегулированию проблем с хранением и передачей в архивы документов, образующихся в деятельности:
  • Нотариусов;

  • Органов ЗАГС;

  • Научных организаций.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», полномочия по постоянному хранению документов Архивного фонда Российской Федерации возложены на 18 научных организаций, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2800-р.

В связи с созданием Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, и, как следствие, отказа от ведения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, издан совместный приказ Минюста России и Росархива от 29.11.2018 № 233/181 «Об утверждении Порядка передачи органами записи актов гражданского состояния в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), собранных из записей актов гражданского состояния на бумажных носителях». Ранее действовавший приказ от 02.08.1999 № 38/230 признан утратившим силу.

Мой комментарий: Я ещё не рассказывала на своем блоге об этом документе, но постараюсь сделать это в ближайшее время.

О.В.Наумов отметил, что, сохраняя ранее существовавший порядок передачи документов, созданных до внедрения указанной выше информационной системы, нормативный акт устанавливает следующие новации:
  • В случае расхождения между записью акта гражданского состояния на бумажном носителе и такой же записью в электронном виде, в запись на бумажном носителе вносятся изменения;

  • В случае отсутствия записи акта гражданского состояния на бумажном носителе в книгу добавляется копия такой записи, созданной в электронном виде.
О.В.Наумов сообщил, что совместно с Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой проводится работа по внесению изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», предполагающих, что хранение нотариальных документов будет сосредоточено в нотариальных архивах, создающихся в составе нотариальных палат субъектов РФ.

Вместе с тем, нотариальные документы, образовавшиеся в деятельности местных органов самоуправления, а также консульских учреждений РФ за границей, будут храниться на особых условиях в государственных, муниципальных и ведомственных архивах. Нотариальные документы не будут входить в состав Архивного фонда РФ.

В докладе также было отмечено, что в целях законодательного урегулирования комплектования государственных и муниципальных архивов документами ликвидированных организаций, Росархив считает необходимым инициировать внесение изменений в статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», дополнив перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, документом, подтверждающим факт передачи документов, включенных в Архивный фонд РФ и документов по личному составу, в государственный или муниципальный архив в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 23 Закона об архивном деле.

Кроме того, по мнению Росархива, нужно также либо внести дополнения в Закон, либо разработать подзаконные акты, которые будут определять основания, условия выбора соответствующего государственного или муниципального архива (по видам собственности архивных документов, территориальной принадлежности или иным критериям), а также порядок приема-передачи в архив документов ликвидированных организаций, в том числе на возмездной или безвозмездной основе.

В докладе также отмечена проблема невозврата следственными и судебными органами изъятых ими архивных документов после завершения процессуальных действий. По состоянию на начало 2018 года, согласно данным государственных и муниципальных архивов субъектов РФ, за пять лет не возвращены на места постоянного хранения более 4,5 тыс. ед.хр., свыше 1,4 тыс. архивных документов и почти 19,0 тыс. листов, изъятых судебными, правоохранительными и иными уполномоченными органами в качестве вещественных доказательств и приобщенных к уголовным делам. Для решения этого вопроса предполагается инициировать внесение изменений в процессуальные кодексы, установив обязанность возвращать изъятые архивные документы после окончания следствия, судебного процесса.

Еще один правовой вопрос, который требует урегулирования – это коллизия, возникающая при передаче собственником (владельцем) находящегося в частной собственности документа Архивного фонда РФ на хранение в архив. Собственник в силу положений Гражданского кодекса РФ имеет право забрать такой документ из архива, в том числе без обязанности сдать его снова. Архивное же законодательство не предусматривает изъятие из фонда архива документа, который поступил в этот архив на хранение. На сегодняшний день Росархив не может предложить, как можно урегулировать данный вопрос.

Мой комментарий:
Обращу внимание на два важных момента. Во-первых, значительная часть принятых и законодательно оформленных решений направлена на то, чтобы целые комплексы архивных документов не поступали на хранение в государственные архивы. Это касается как документов научных организаций, так и нотариальных документов.

Исключение нотариальных документов из состава архивного фонда Российской Федерации, с моей точки зрения, влечёт определенные риски как для сохранности, так и для доступности исследователям этого интереснейшего комплекса документов.

Источник: Сайт Федерального архивного агентства 
http://archives.ru/press/09-10-2019-coordination-council.shtml
http://archives.ru/reporting/report-naumov-2019-yalta.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий