пятница, 15 августа 2014 г.

Банк России разъяснил свою позицию по идентификации кредитными организациями клиентов при проведении банковских операций


Я уже рассказывала о проблемах, с которыми столкнулись российские банки при исполнении новых требованиях Банка России, включенных в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/06/blog-post_17.html ).

В Информационном письме Банка России от 22 июля 2014 г. № 24 «О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» даны ответы на некоторые вопросы, в том числе и на вопрос о том, что делать в случае сбоя в работе сайта ФМС:
Вопрос 4. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае сбоя в работе сайта ФМС? Каким образом кредитной организации следует зафиксировать информацию о недоступности данного сайта в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента?

По информации, полученной из ФМС России, в настоящее время в целях проверки действительности паспортов при проведении идентификации клиентов кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), подключаясь к СМЭВ как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

С учетом пункта 2.1 Положения N 262-П полагаем возможным кредитным организациям в соответствии с пунктом 2.2 Положения N 262-П использовать зарегистрированный в СМЭВ электронный сервис ФМС России для проверки паспортов граждан Российской Федерации на предмет определения их действительности.

Способ фиксирования информации о недоступности сайта ФМС России в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента может определяться кредитной организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с абзацем третьим пункта 2.5 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Кроме того, разъяснено, что делать, если при проверке паспорта получен ответ о том, что в базе данных ФМС нет сведений о паспорте:
Вопрос 5. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае, если при проверке действительности паспорта получен ответ "Сведениями по заданным реквизитам не располагаем" либо "В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится" или если получен ответ о его недействительности?

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», кредитная организация определяет возможность принятия на обслуживание такого физического лица с учетом оценки риска на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ о недействительности паспорта, кредитной организации следует отказать такому лицу в приеме на обслуживание … до представления клиентом доказательств, подтверждающих действительность паспорта (например, официального ответа территориального подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица), и представить сведения о таком отказе в уполномоченный орган.
Кроме того Банк России разрешил использовать кредитными организациями возможность проведения упрощенной идентификации клиентов - физических лиц при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа, предусмотренной Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вопрос 7. … Вправе ли кредитная организация проводить упрощенную идентификацию клиентов - физических лиц при проведении операций, указанных в пункте 3.1 Положения N 262-П?

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона Банку России предоставлены полномочия по установлению требований к идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей, которые могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

На основании изложенного полагаем, что кредитные организации вправе проводить упрощенную идентификацию физических лиц при совершении банковских операций с наличной иностранной валютой и чеками, указанных в пункте 3.1 Положения N 262-П.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158269

Комментариев нет:

Отправка комментария