суббота, 31 августа 2013 г.

Судебная практика: Закон об обращениях граждан и рассмотрение государственными органами обращений юридических лиц в процессе осуществления государственных функций


В настоящее время работа с различного рода обращениями, - как граждан, так и юридических лиц, - все больше напоминает работу сапера на минном поле: количество видов обращений всё время увеличивается, правила работы с ними различаются, а цена ошибок становится всё выше. Учитывая полную неразбериху в вопросе о том, какие обращения подпадают под требования закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а какие нет, государственные органы рискуют нарушить установленные сроки для ответов и, как следствие, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дальше отстаивать правоту своей позиции приходится уже в суде.

В «Справке по результатам изучения практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в 2012 году», утвержденной президиумом Пермского краевого суда 16 ноября 2012 года, был приведен следующий показательный пример.

Постановлением прокурора Кировского района г. Перми начальнику отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми Управления ФССП России по Пермскому краю было вменено в вину нарушение установленного в пункте 13.2 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП РФ от 27 октября 2006 года № 140, 15-дневного срока рассмотрения в ФССП обращений граждан: обращение представителя ОАО «Банк Москвы», поступившее в отдел судебных приставов 2 марта 2012 года,  было рассмотрено с направлением ответа только 30 марта 2012 года, то есть на 29 день.

Для справки: Приказ ФССП РФ от 27.10.2006 № 140 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» утратил силу в связи с изданием приказа ФССП России от 29.05.2012 № 256.
Регламент Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом ФССП РФ от 27.10.2006 № 140, отменен 29.05.2012)

XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций. Прием граждан

13.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок работы с обращениями граждан, в ФССП России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФССП России, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме или в форме устного личного обращения к должностным лицам во время приема граждан…

13.2. … Обращения граждан рассматриваются в ФССП России в срок не более 15 дней, а требующие дополнительного изучения - в течение 30 дней с даты их поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем директора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Обращения граждан, поступившие для рассмотрения в ФССП России по поручению Министра юстиции Российской Федерации или его заместителей, рассматриваются в течение вышеуказанных сроков с даты их регистрации в Минюсте России.

Для сравнения: действующий Регламент Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256)

XIV. Порядок рассмотрения обращений граждан и организаций, прием граждан

14.1. Порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в ФССП России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

...Письменные обращения граждан, поступившие в ФССП России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании служебной записки начальника структурного подразделения (исполнителя) не более чем на 30 дней Директором или заместителем Директора, курирующим соответствующее структурное подразделение. О продлении срока рассмотрения письменно уведомляется автор.
И.о. мирового судьи судебного участка № 13 Кировского района г. Перми в своем постановлении от 6 июня 2012 года № 5-540-2012 отметил, что положения раздела XIII Регламента не распространяются на взаимоотношения граждан и ФССП России в процессе реализации Службой государственных функций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - приказами (распоряжениями) ФССП России.  Соответствующее положение закреплено в п. 13.1 Регламента.

Поскольку обращение юридического лица, являющегося взыскателем по исполнительному производству, было связано именно с осуществлением судебным приставом-исполнителем государственной функции, положения Регламента в части сокращенного срока рассмотрения обращений на обращение ОАО «Банк Москвы» не распространяются.

Кроме того, мировой судья отметил, что, в соответствии с разделом I Регламента, данный Регламент является ведомственным нормативным актом и устанавливает общие правила внутренней организации Федеральной службы судебных приставов, что предполагает распространение на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов требований и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе в части срока рассмотрения обращений.

В итоге производство по делу было прекращено.

Источник: Консультант Плюс / сайт Пермского краевого суда / сайт судебного участка №13 Кировского района г. Перми
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=449727 
http://oblsud.perm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=389
http://13.perm.msudrf.ru/

Комментариев нет:

Отправка комментария