суббота, 17 августа 2013 г.

Судебная практика: Суд признал один из пунктов административного регламента предоставления муниципальной услуги недействующим из-за противоречия с законодательством


Я уже рассказывала о том, что достаточно многие административные регламенты по оказанию государственных услуг содержат пункты, устанавливающие неправильные сроки ответа на обращения и жалобы граждан. В декабре 2012  года прокуратура добивалась в Милославском районном суде Рязанской области отмены одного из таких административных регламентов Милославского муниципального района.

Суть спора

В июле 2011 года главой администрации муниципального образования «Милославский муниципальный район Рязанской области» было принято Постановление № 495, которым был утвержден административный регламент муниципальной услуги «Исполнение запросов граждан и юридических лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с реализацией прав и интересов граждан». Данное постановление было опубликовано в Вестнике Милославского муниципального района № 5 за 2011 год.

Разделом 5 Регламента был предусмотрен порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе предоставления муниципальной услуги на основании административного регламента, и было установлено, что письменная жалоба, поступившая в администрацию Милославского муниципального района, является основанием для начала процедуры досудебного обжалования и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях управляющий делами администрации Милославского муниципального района по поручению главы Милославского муниципального района вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

Прокурора обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействующим пункт 62 раздела 5 административного регламента с момента его принятия.

Позиция администрации муниципального образования


Администрация, обосновывая правомочность своего нормативного акта, ссылалась на то, что глава 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего» федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которую включена статья 11.2, была введена федеральным законом № 383-ФЗ от 03.12.2011, т.е позже даты издания нормативного акта  Редакция части 6 статьи 11.2 указанного закона вступила в силу с 01.01.2012.

При принятии оспариваемой нормы Административного регламента администрация муниципального образования руководствовалась статьей 12 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающей рассмотрение письменных обращений в течение 30 дней со дня регистрации, а также и возможность продления данного срока. Ограничение на применение данной нормы закона при установлении порядка рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении услуг, было введено законом с 1 января 2012 года, в связи с чем требование прокуратуры о признании оспариваемой нормы недействующей с момента принятия является незаконным.

Позиция Милославского районного суда Рязанской области (решение № 2-233/2012)

По мнению суда, административный регламент носит характер нормативного правового акта, так как в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.

Суд отметил, что в силу части 6 статьи 11.2 федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Продление срока рассмотрения жалобы указанным законом не предусмотрено.

По мнению суда, пункт 62 раздела 5 Регламента противоречит части 6 статьи 11.2 федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федерального закона, имеющего бòльшую юридическую силу.

Поскольку нормы федерального закона, предусматривающие срок рассмотрения жалобы в течение 15 рабочих дней, а в определенных случаях - в течение пяти рабочих дней, вступили в силу с 1 января 2012 года, суд считает, что оспариваемая правовая норма, предусматривающая срок рассмотрения жалобы в течение 30 дней со дня ее регистрации, а также возможность его продления, была принята в соответствии с законодательством, действующим на момент ее принятия.

Однако, учитывая, что после вступления в силу федерального закона этот пункт регламента не был приведен в соответствие с действующим законодательством, суд пришел к выводу, что административный регламент в этой части следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд удовлетворил заявление прокурора Милославского района Рязанской области и признал пункт административного регламента предоставления муниципальной услуги недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=584780

Комментариев нет:

Отправка комментария