четверг, 15 августа 2013 г.

Установлен порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками


Среди видов жалоб, которые могут быть поданы в органы государственной власти, существует такие, как обжалование актов ненормативного характера или действий или бездействий должностных лиц. Как правило, порядок рассмотрения таких жалоб устанавливается в административных регламентах по исполнению государственных функций. Гражданам и организациям предоставляется право самим определить - обращаться с жалобой в вышестоящие органы либо подать иск в суд.

Аналогичные положение о порядке рассмотрения подобных жалоб содержатся и в Налоговом Кодексе. Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» ввел обязательную досудебную процедуру обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов либо действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.  Закон вступил в силу 3 августа 2013 года.
Для справки. До сих пор такой порядок был установлен только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Теперь налоговые органы выделяют два вида обращений: жалоба и апелляционная жалоба
Статья 138. Порядок обжалования

1. …Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Уточнен порядок обжалования:
  • Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п.2 ст.138).

    Исключение составляют акты ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц;

  • Если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц также могут быть обжалованы в судебном порядке;

  • Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке;

  • Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Уточнен порядок и сроки подачи жалобы (ст. 139):
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана … в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

… Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
Налоговый Кодекс дополнен тремя новыми статьями: 139-1 «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы», 139-2 «Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)» и 139-3 «Оставление жалобы (апелляционной жалобы)  без рассмотрения». Теперь на законодательном уровне установлено, какую информацию должна содержать жалоба и в каких случаях жалоба может быть оставлена без рассмотрения.
Статья 139-1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

1. Апелляционная жалоба … подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. Апелляционная жалоба … в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Скорректирован также порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (ст.140), том числе уточнены сроки рассмотрения жалоб.
Статья 140. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)

6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Мой комментарий: Опять при установлении сроков рассмотрения жалоб забыли о том, что нужно было его установить в рабочих днях, а не «вообще». Часть жалоб будет теперь рассматриваться в два раза быстрее. Но самым интересным, с моей точки зрения, является положение об условиях продления срока рассмотрения. В их число включена не только необходимость получения дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов, но и предоставление новой информации лицом, подавшим жалобу.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148465

Комментариев нет:

Отправить комментарий