пятница, 21 июня 2013 г.

Декларация «большой восьмёрки» по открытым данным


На саммите "Большой восьмерки" в Лох-Эрне (Северная Ирландия) руководители Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии 18 июня 2013 года подписали Декларацию (хартию) по открытым данным (G8 Open Data Charter) и техническое приложение к ней.

С текстом декларации можно познакомиться по адресу https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/207772/Open_Data_Charter.pdf 

Как отмечается на сайте Администрации Кабинета министров Великобритании (Cabinet Office), «В декларации по открытым данным сформулированы 5 стратегических принципов, в соответствии с которыми члены G8 намерены действовать в дальнейшем. В их число входит принцип, предполагающий по умолчанию открытую публикацию всех государственных данных, а также принципы, предусматривающие повышения качества, количества и объёмов повторного использования раскрываемых данных. Члены «восьмёрки» также определили 14 приоритетных областей раскрытия данных - от образования до транспорта, и от здравоохранения до борьбы с преступностью и правосудия. Это поможет в полной мере реализовать экономический потенциал открытых данных, будет способствовать инновациям и обеспечению большей подотчетности».

Хотя к документу можно предъявить ряд претензий (он, например, ничего не говорит о рисках, связанных с раскрытием большого количества разнообразных данных, и, на мой взгляд, неоправданно делает упор исключительно на бесплатное раскрытие данных), - он получился куда более сбалансированный и взвешенный, чем типичные декларации евангелистов открытых данных.

В число основных принципов вошли следующие:
  • Открытость данных по умолчанию,
  • Количество и качество,
  • Возможность использования всеми.
  • Раскрытие данных в интересах совершенствования государственного управления,
  • Раскрытие данных в интересах инноваций.
Не останавливаясь на общеизвестной аргументации в пользу открытых данных, которая повторена в декларации, хочу обратить внимание на отдельные нюансы, а также на те практические действия, которые обещают выполнить члены «большой восьмёрки».

Принцип открытости данных по умолчанию. Стоит обратить особое внимание на п.13 Декларации, в котором говорится:
13. Мы считаем, что термин «государственные данные» следует понимать в максимально широком смысле. Он может охватывать как данные, принадлежащие национальным, федеральным, муниципальным и наднациональным органам государственной власти, так и более широкому государственному сектору.
Подчеркивается необходимость соблюдать при раскрытии данных действующего национального и международного законодательства, особенно по вопросам интеллектуальной собственности, защиты персональных данных и конфиденциальной информации (п.14).

Страны «восьмёрки» берут на себя обязательство (п.15) создать условия, когда по умолчанию будет ожидаться открытая публикация всех государственных данных, признавая, в то же время, что существуют законные основания для того, чтобы не раскрывать определенные наборы данных.

Принцип количества и качества. Здесь интересен п.17:
17. Мы также понимаем, что подготовка высококачественных данных может потребовать определенного времени; и сознаем важность проведения взаимных консультаций и консультаций с национальными и иными пользователями открытых данных с целью определения данных, наиболее приоритетных для раскрытия или улучшения.
Страны «восьмёрки» намереваются (п.18):
  • Своевременно раскрывать высококачественные, полные и точные открытые данные. Насколько это возможно, данные должны раскрываться в своем первоначальном немодифицированном виде и на максимальном уровне детализации.

    Мой комментарий: Хотя здесь повторяется всё та же ошибка, которую совершают люди, никогда сами с данными не работавшие, поэтому
    • не знающие, что во многих случаях без первоначальной обработки, во время которой устраняются систематические ошибки, погрешности измерений, выколотые точки и т.д., данные могут быть не только бесполезны, но и принести вред;
    • не понимающие, что многие пользователи заинтересованы не в первичной «информационной руде», а как раз в той или иной степени агрегированных данных и в аналитике;
    - тем не менее, выделенные три слова дорогого стоят. Эти три слова отделяют разумный подход к открытым данным от глупого.

  • Обеспечить, чтобы содержащаяся в данных информация была записана простым и понятным языком, понятным всем, хотя Декларация и не требует перевода данных на другие языки;

  • Обеспечить полноценное описание данных, с тем, чтобы у пользователей была достаточная информация для того, чтобы понять их сильные и слабые стороны, ограничения в плане проведения аналитических исследований, требования по безопасности, а также порядок их обработки;

  • Раскрывать данные как можно раньше, обеспечивать возможность получения обратной связи от пользователей, а после раскрытия - продолжать выпускать обновления, с тем, чтобы обеспечить соответствие наиболее строгим стандартам качества открытых данных.
Принцип возможность использования всеми. Здесь зафиксирована (п.20) желательность бесплатного раскрытия открытых данных – хотя я, например, не вижу ничего плохого в том, чтобы привлекать к финансированию раскрытия данных (дело это, между прочим недешёвое, и на него государственным органам не выделяются ни штаты, ни финансирование)  средства тех коммерческих организаций, которые собираются на этих данных как следует подзаработать.

Страны «восьмёрки» намереваются (п.22):
  • Раскрывать данные, где это возможно, в открытых форматах, обеспечивая их доступность максимально широкому кругу пользователей, для решения максимально широкого круга задач;

  • Раскрывать данные в максимально возможных объёмах; а там, где сейчас свободный доступ к данным невозможен, пропагандировать достоинства и поощрять предоставление свободного доступа к данным. Во многих случая это будет связано с предоставлением данных в многочисленных форматах, с тем, чтобы их могли обрабатывать компьютеры и понимать люди.
Принцип раскрытия данных в интересах совершенствования государственного управления. Лидеры ведущих стран очередной раз подтвердили, что, по их мнению, раскрытие открытых данных укрепляет демократические институты и способствует лучшему формированию политик, удовлетворяющих потребностям граждан. Они уверены, что «это верно не только в наших странах, но и во всем мире».

Мой комментарий: С моей точки зрения, это по-детски наивное, но милое заблуждение :)  Серьёзные люди, особенно в руководстве страны, должны понимать, что открытые данные, как и любой другой инструмент, могут использоваться как во благо, так и во вред, - в том числе и для того, чтобы в море различных данных утопить сведения о своих «грешках».

Страны «восьмёрки» намереваются (п.25):
  • Делиться техническим опытом и знаниями как друг с другом, так и с другими странами мира, с тем, чтобы отдача от открытых данных была доступна всем;

  • Обеспечить собственную прозрачность в плане того, как собираются данные, стандартов и процессов публикации путем документирования всех соответствующих процессов и онлайн-доступности такой документации.
Принцип раскрытия данных в интересах инноваций. Страны «восьмёрки» намереваются (п.27):
  • Работать над повышением грамотности по вопросам открытых данных и поощрять людей (таких, как разработчики приложений) и институты гражданского общества, занимающиеся продвижением открытых данных, в их деятельности по получению отдачи от открытых данных;

  • Поддержать будущие поколения инноваторов в области использования данных путем предоставления данных в машиночитаемых форматах.
Мой комментарий: Нигде в декларации не делается упора на то, что открытые данные – это обязательно данные в машиночитаемых форматах. С моей точки зрения, это очень здравый подход, позволяющий, где нужно, проявлять гибкость (скажем, в отсутствие необходимых ресурсов предоставлять унаследованные данные хотя бы в виде отсканированных документов).

Источник: сайт Администрации Кабинета министров Великобритании
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/207772/Open_Data_Charter.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий