пятница, 14 июня 2013 г.

Судебная практика: Брать или не брать с граждан согласие на обработку персональных данных?


Требования законодательства, касающиеся получения согласия граждан на обработку их персональных данных, настолько непонятны широкой общественности, что многие организации, в том числе и государственные органы, подстраховываясь, начинают собирать согласия при любом обращении гражданина. В свою очередь граждане, сталкиваясь с такими непривычными для них требованиями, возмущаются и начинают писать жалобы в прокуратуру.

Данное судебное дело интересно не только тем, что в судебном решении были подробно изложены позиции сторон, но и тем, что само нарушение возникло после того, как в декабре 2011 года Сысертским межрайонным прокурором в Администрацию Сысертского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обработки персональных данных, где, в частности, было указано на необходимость получения оператором письменного согласия субъектов персональных данных на их обработку. Через два месяца, в феврале 2012 года, та же прокуратура посчитала, что «обязывая граждан давать согласие на обработку персональных данных, Администрация опять нарушает закон» :)

Суть спора

При обращении гражданки в Администрацию Сысертского городского округа с письменным заявлением, начальник административно-организационного отдела разъяснил ей, что в заявлении также необходимо дать согласие на обработку персональных данных. Гражданка согласие на обработку её персональных данных давать отказалась и ушла, не оставив заявления,  зато потом обратилась с жалобой в прокуратуру.

В ходе проведения проверки прокуратурой было установлено, что Администрацией была разработана форма заявления граждан, обратившихся с каким-либо вопросом (предложение, заявление, жалоба и т.п.), в которой предусмотрено согласие субъекта персональных данных в письменной форме на обработку персональных данных.

Прокуратура обратилась в Сысертский районный суд Свердловской области с иском о признании незаконным действий по обязанию граждан давать согласие на обработку персональных данных. Суд рассмотрел гражданское дело 2-526/2012 в мае 2012 года.

Позиция Сысертской межрайонной прокуратуры

По мнению прокуратуры, требование Администрации Сысертского городского округа об обязательной даче согласия на обработку персональных данных при обращении граждан в органы местного самоуправления является незаконным и нарушает права граждан, связанные с реализацией закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в органы местного самоуправления.

Заместителем Сысертского межрайонного прокурора в адрес главы городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации.

Позиция Администрации Сысертского городского округа

Администрация пыталась обратить внимание суда на то, что получение согласия на обработку персональных данных она начала собирать не по собственной инициативе. В декабре 2011 года Сысертским межрайонным прокурором в Администрацию было внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обработки персональных данных, где, в частности, было указано на необходимость получения оператором письменного согласия субъектов персональных данных на их обработку. К посланному в адрес прокуратуры ответу на это представление Администрацией были приложены разработанные ею бланки заявлений, жалоб, обращений, в которых была предусмотрена письменная дача согласия заявителя на обработку его персональных данных.

Мой комментарий: Итак, с декабря 2011 года по февраль 2012 года прокуратура без лишнего шума кардинально изменила свое мнение о том, нужно ли получать письменное согласие на обработку персональных данных от граждан. Но виноватой, естественно, была признана Администрация.

По мнению Администрации, в соответствии с федеральным законом «О персональных данных» субъект (носитель) персональных данных обязан дать согласие на обработку персональных данных оператору, обрабатывающему персональные данные. Гражданка отказалась давать согласие на обработку персональных данных. Мнение прокуратуры о том, что не нужно брать согласие на обработку персональных данных, Администрация сочла необоснованным.

Орган местного самоуправления получает обязательное письменное согласие на обработку персональных данных в случаях, прямо установленных статьями 10, 11, 12, 16 федерального закона № 152-ФЗ. Не является также нарушением получение письменного согласия на обработку персональных данных в тех случаях, когда получение такого согласия необходимо, но при этом законом не конкретизирована форма получения согласия, т.к. ч. 1 ст. 9 федерального закона № 152-ФЗ позволяет получать его в любой форме, позволяющей подтвердить факт получения, а значит, в том числе и в письменной форме.

Позиция  Управления Роскомнадзора по Свердловской области

Наличие у оператора - Администрации письменного обращения гражданина, зарегистрированного в особом порядке, является выражением согласия субъекта на обработку его персональных данных.

Ссылка Администрации на закон «О персональных данных» в части получения письменного согласия, по мнению Управления, является несостоятельной, так как гражданин сам обратился к Администрации с письменным заявлением, следовательно, предполагал возможность раскрытия перед Администрацией его персональных данных, необходимых и достаточных для объективного, полного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина.

Действия (требования) Администрации по обязанию граждан (заявителей) давать согласие на обработку персональных данных при обращении, по мнению Управления Роскомнадзора, неправомерны.

Позиция Сысертского районного суда Свердловской области

Администрацией была разработана форма заявления граждан, обратившихся с каким-либо вопросом (предложение, заявление, жалоба и т.п.), в которой предусмотрено согласие субъекта персональных данных в письменной форме на обработку персональных данных. В результате гражданам для подачи предложений, заявлений, жалоб в Администрацию приходится в обязательном порядке давать такое согласие.

В судебном заседании гражданка пояснила, что при обращении в Администрацию с заявлением ей был разъяснен порядок приема заявления, в котором должно быть отражено согласие на обработку персональных данных. Согласие она давать отказалась, в связи с чем в приеме заявления ей было отказано, и она вынуждена была направить заявление почтой. Данное обстоятельство также подтвердил присутствовавший при этом свидетель.

По мнению суда указанными действиями Администрации нарушалось право граждан, закрепленное в ст. 33 Конституции, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное нарушение является недопустимым, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы администрации о необходимости получения в любой форме согласия граждан на обработку персональных данных судом не были приняты во внимание, поскольку законом установлен закрытый перечень случаев для получения письменного согласия.

Суд также отметил, что получение согласия не может рассматриваться в качестве условия для принятия заявления, как и отказ в подписании данного согласия – основанием для отказа в принятии заявления, поскольку указывая сведения, изложенные в обращении, граждане совершают действия, позволяющие подтвердить их согласию на обработку персональных данных.

Суд признал незаконным действия Администрации по обязанию граждан давать согласие на обработку персональных данных и обязал её прекратить необоснованные требования о даче согласия на обработку персональных данных при обращении граждан.

Мой комментарий: К сожалению, пока ещё нет возможности отследить дальнейшее прохождение дел в гражданском судопроизводстве. На месте Администрации я подала бы жалобу в Генеральную прокуратуру РФ на действия их подчинённых. Возможно, ещё более действенным способом борьбы с безответственным поведением прокурорских работников было бы выкладывание в интернете и СМИ двух предписаний прокуратуры, содержащих противоположные требования, и беспощадное высмеивание непрофессионализма их авторов.

Источник: Сысертский районный суд Свердловской области
http://sysertsky.svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=72671&delo_id=1540005&text_number=1 

1 комментарий:

  1. Спор завязался по поводу отказа в регистрации заявления в присутствии гражданина. В итоге заявитель легко обошел препон посредством направления почтового обращения (способ испытанный не одним поколением).
    Действительно, не регистрировать обращения граждан, особенно в сфере государственных и муниципальных услуг, для служащих себе дороже. И сопротивление на этом этапе законодателем нормативно сломлено.

    Однако, гражданин вовсе может не дождаться рассмотрения обращения по существу или получить уведомление о приостановке рассмотрения обращения если регламентом рассмотрения обращений граждан (такие в массовом порядке принимались в 2008 - 2010 гг.) предусмотрен вариант отказа (приостановки рассмотрения) от рассмотрения при необходимости обработки персональных данных и отказе гражданина от таковой обработки. При этом, отказ может быть обусловлен, например, действиями третьих лиц (того-же Росреестра), который может отказать в межведомственном взаимодействии из-за отсутствия согласия на обработку информационных услуг.
    На сегодняшний момент только предоставление (обжалование итогов предоставления) государственных и муниципальных услуг не требует больше испрашивания отдельного разрешения на обработку персональных данных заявителя.

    ОтветитьУдалить