вторник, 2 декабря 2025 г.

«Хватит жить среди разрозненных фрагментов»: Смелые идеи Карен Триветт по упорядочению архивных документов, часть 2

(Окончание, http://rusrim.blogspot.com/2025/12/1.html )

На пути к стандартизированному методу: Основа для разработки международного стандарта

Если стандарт архивного описания ISAD(G) дал нам грамматику описания, то метод Триветт даёт нам синтаксис упорядочивания.

Возможно, наиболее значимым для практики результатом работы Триветт является её призыв к разработке стандартизированного метода упорядочивания архивов, который мог бы послужить основой для международного стандарта. Она явным образом формулирует предлагаемый ею метод как пригодный для универсального использования архивистами, подобно существующим международно признанным стандартам архивного описания (таким, например, ISAD(G) или DACS). 

Это смелое предложение: по сути, она говорит, что настало время архивному сообществу разработать единый, глобальный подход к классификации и упорядочению архивных документов. В диссертации приводятся убедительные аргументы в пользу того, что такая стандартизация необходима и достижима. Посредством сохранения «структуру, содержание и контекст» документов в контролируемой среде, её метод обеспечивает упорядочение архивных документов одного учреждения на основе той же базовой логики, что и упорядочение архивных документов других учреждений. Его внедрение повлекло бы за собой огромные последствия в плане согласованности и интероперабельности архивных хранилищ. Применение подобного подхода могло бы резко повысить удобство работы пользователей: исследователям больше не пришлось бы заново изучать «характерную для данной организации логику» каждого посещаемого ими архива, поскольку в таком случае коллекции основывались бы на одной и той же философии упорядочивания. Триветт даже сравнивает потенциальное воздействие с последствиями внедрения библиотечных систем классификации: стандартизированный подход к упорядочиванию мог бы помочь архивистам размещать документы «там, где им место» относительно других документов, будь то на физических полках или в электронных директориях.

Благодаря правильному сочетанию традиций и инноваций, данная диссертация закладывает основу для глобального стандарта.

Эмпирическая часть диссертации подтверждает этот тезис. Триветт провела опросы архивистов и пользователей архивов из различных стран мира, и полученные результаты убедительно подтверждают желательность стандартной модели. Подавляющее большинство (95%) принявших участие в опросе специалистов архивного дела сообщили, что им была бы полезна «практичная, применимая на практике модель» упорядочения и классификации. Аналогичным образом, 96% исследователей ответили, что им было бы легче находить материалы, если бы упорядочение архивов в разных хранилищах было более однотипным. Эти данные придают вес утверждению Триветт о том, что настало время для появления стандартизированного метода упорядочивания, и что сообщество жаждет этого. Таким образом, её диссертация не просто предлагает теоретическую модель «в вакууме»; она подкрепляет её свидетельствами того, что такая модель может удовлетворить реальную, ощутимую потребность в сфере архивного дела.

Практическая демонстрация на примере архивов Технологического института моды государственного университета штата Нью-Йорк (FIT-SUNY)

Особую ценность предложенной Триветт методологии «Запроектированное обозначение» (Designation by Design) придаёт то, что автор не ограничивается абстрактными рекомендациями. Триветт демонстрирует практическое применение своего метода, используя материалы Технологического института моды (Fashion Institute of Technology) при государственном университете штата Нью-Йорк (SUNY), где она работала архивистом. 

Этот пример из практики вплетён в диссертацию в качестве подтверждения работоспособности концепции, и является наиболее интересных аспектов для читающих её специалистов-практиков. Триветт методично применяет свою стандартизированную схему упорядочения к архивным документам колледжа FIT-SUNY, показывая, как она работает на практике. 

Она начинает с формирования для колледжа системы классификации групп документов, пронумерованных от 0 до 15 (похоже на формирование индексов в российской номенклатуре дел, не правда ли? – Н.Х.). Каждая из групп которых представляет собой крупное административное или функциональное подразделение учреждения. Например, группа документов 1 охватывает документы Совета попечителей (высшего принимающего решения органа), группа 2 – это документы Администрации президента колледжа, группа 3 – документы управления по вопросам учебной и научной работы, и так далее, вплоть до ключевых служб, таких как служба поддержки студентов, финансовая и ИТ-службы, и даже музея кампуса. Эта иерархия не является произвольной; она сознательно упорядочена в соответствии с тем, что Триветт называет «эмпирической значимостью их [подразделений и служб – Н.Х.] деловой деятельности» для функционирования колледжа. Иными словами, такая структура отражает реальную значимость и взаимосвязи создателей документов – это элегантный способ сохранить контекст и донести его до пользователей.

Мой комментарий: Почувствовали ли Вы гордость за нашу номенклатуру дел, которая, вообще говоря, была изобретена ещё во времена Российской Империи? :) Ну что же, не так уж редко в науке и практике новое – это хорошо забытое старое!

Наконец-то появился подход, позволяющий документам самостоятельно определять свой контекст, не заставляя архивистов догадываться о нём.

Начиная ос этих групп документов верхнего уровня, Триветт показывает, как её система переходит к более детальным уровням организации и упорядочивания. Она приводит примеры иерархий из нескольких «поколений»: например, в рамках документов по вопросам учебной и научной работы (группа 3) существует серия 3.7 для документов института искусств и дизайна (School of Art and Design), которая, в свою очередь, содержит подсерию 3.7.9 для факультета дизайна одежды - в свою очередь, содержащую под- подсерии для конкретных программ, и так далее. 

Одним из показательных конечных пунктов этой цепочки является подсерия 6 уровня 3.7.9.2.6.1 – документы о показе мод журнала «Fashion Forecast» 2006 года. Этот пример демонстрирует глубину охвата контекста (от колледжа до института, факультета, программы – и до конкретного мероприятия). 

Важно отметить, что Триветт не просто навязывает эту структуру; она также связывает её с реальными результатами. Диссертация включает фотографии и рисунки маркированных в соответствии с этой схемой коробов и папок, а также пошаговое описание процесса упорядочивания, которому может следовать любой архивист. 

Например, один из этапов предполагает изучение веб-сайта или карты сайта учреждения для понимания организационной структуры (умное использование информационной архитектуры для управления физическим упорядочиванием). На другом этапе рекомендуется изучить сами документы, чтобы дать этим документам возможность «сами подтвердить свой контекст», тем самым обеспечивая, что упорядочивание отражает внутренние связи между материалами. 

Делясь этими практическими деталями, Триветт фактически превращает свою диссертацию в своего рода руководство. Коллеги-архивисты могут почерпнуть вдохновение (пусть даже и не точный план действий) из её опыта работы в FIT-SUNY и адаптировать предлагаемый метод к особенностям своих хранилищ.

Оригинальность работы и её полезность для архивного сообщества

Мы больше не хотим жить среди разрозненных фрагментов? Благодаря методу Триветт мы, возможно, находимся на верном пути.

Подводя итог, можно сказать, что «Запроектированное обозначение» (Designation by Design) Карен Триветт – это диссертация, полная оригинальных идей и полезная для архивного сообщества. Ей удаётся сохранять теоретический характер работы, основывая свой подход на принципах архивного дела и даже более широкой теории дизайна/проектирования, не упуская при этом из виду практическое применение. Работа опирается на многолетний опыт архивной мысли, но автор не боится оспаривать старые предположения и предлагать новые пути. 

Тон всей работы конструктивный и коллегиальный; Триветт пишет как профессионал для других профессионалов, признавая наличие общих проблем, с которыми мы сталкиваемся (массивы необработанных документов, непоследовательные практики работы, экспоненциальный рост объёмов электронных документов) и предлагая обоснованное решение. В её написанной доступным языком работе прослеживается ненавязчивый оптимизм; а также видна заразительная вера в то, что да, мы можем улучшить наши методы и больше «не жить среди разрозненных фрагментов», говоря словами английского писателя Эдварда Мограна Форстера (Edward Morgan Forster), которого она цитирует. Проводя аналогии с архитектурой и информационным дизайном, она также делает тему увлекательной и понятной. Кто бы мог подумать, что Витрувий и дизайн веб-сайта для удобства пользователей могут пролить свет на упорядочение архивных документов?

Для архивистов и специалистов по работе с информацией эта диссертация – настоящая сокровищница. В ней приводятся убедительные аргументы в пользу того, что внедрение стандартизированного сохраняющего контекст метода упорядочивания не только облегчит нашу жизнь (благодаря лучшему контролю и уменьшению хаоса), но и значительно повысит эффективность поиска информации исследователями. Практичность модели Триветт означает возможность постепенно её тестировать и внедрять, а описание практики использования модели в FIT-SUNY служит обнадёживающим примером. Более того, вдохновляет вытекающая из этой работы идея разработки международного стандарта архивного упорядочивания. Это видение будущего, в котором у нас могут быть всемирно признанные руководства и рекомендации по упорядочиванию архивных документов – своего рода Розеттский камень для упорядочивания архивов, дополняющий наши стандарты архивного описания. Учитывая, насколько убедительно Триветт аргументирует свою позицию, легко представить, что её метод станет основой для дальнейшего профессионального обсуждения, и, возможно, даже для создания рабочей группы или пилотных проектов под эгидой таких организаций, как Международный совет архивов (МСА) или Международная организация по стандартизации (ИСО).

В заключение следует отметить, что работа «Запроектированное обозначение» (Designation by Design) полезна, оригинальна и прогрессивна. Она побуждает нас рассматривать упорядочивание не как рутинную работу, а как продуманную деятельность, связывающую документы, контекст и пользователей. Характерное для Триветт сочетание архивной строгости, исторической точки зрения и ориентированного на проектирование творчества делает эту диссертацию обязательной к прочтению для всех, кто заинтересован в совершенствовании архивной практики. Эта работа принадлежит к числу тех, что не только развивают архивную теорию, но и дают практикам конкретную информацию для размышления (и применения). Не удивляйтесь, если, читая её, вы будете кивать головой и даже улыбаться некоторым аналогиям, - и, что ещё важнее, не удивляйтесь, если через несколько лет мы все будем говорить об упорядочивании архивов в новых терминах, предложенных Карен Триветт. Данная диссертация действительно перекидывает мостик между архивными традициями и инновациями, и делает это крайне полезным для всего архивного сообщества образом.

Эндрю Поттер (Andrew Potter)

Мой комментарий: Полагаю, Эндрю Поттер написал этот пост на основе своего отзыва на диссертацию Триветт, в котором, на мой вкус, наблюдается некоторый избыток «сахара» :) Что касается инновационности работы, то, возможно, она действительно таковая для США – а вот в контексте Европы ситуация может быть иной.

Главное возражение у меня, однако, вызывает идея о стандартизации архивного упорядочивания. Не стоит забывать, что упорядочивание в первую очередь должно соответствовать интересам организации-владельца архивов – и то, что хорошо для государственных архивов, комплектуемых документами государственных органов и учреждений, может не подходить архивам коммерческих и негосударственных организаций и учреждений. 

Кроме того, предложенный подход на самом деле не учитывает многие особенности современной электронной среды, такие, например, как коллективная работа над документами, как частое перемещение больших групп документов из одного структурного подразделения или даже организации в другие, как возможность размещения одних и тех же дел и документов (причём без избыточности) в разных частях схемы классификации … А ещё есть особенности, накладываемые средой хранения (например, в облаке) или особенностями деловых информационных систем, имеющих ограниченные функциональные возможности для упорядочения документов (кто возьмётся за переупорядочивание этих документов, например, электронной почты?).

Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/living-in-fragments-no-longer 

Комментариев нет:

Отправить комментарий