Федеральная служба государственной статистики (Росстат) приказом от 4 августа 2025 года № 380 утвердила «Методические рекомендации по проведению эксперимента по сбору и обработке первичных статистических данных, административных и иных данных федеральными органами исполнительной власти - субъектами официального статистического учета с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и формированию ими официальной статистической информации».
Методические рекомендации устанавливают рекомендации (п.3):
- По апробации функциональных возможностей единого механизма сбора данных в информационной системе (далее - информационная система);
- По представлению участниками эксперимента первичных статистических данных, административных и иных данных, используемых в целях проведения эксперимента;
- По взаимодействию информационной системы с государственными информационными системами и информационными системами участников эксперимента.
В рамках проведения эксперимента организаторы сбора предоставляют информацию по текущей производительности и скорости обработки данных в системах сбора отчетности. По итогам эксперимента предоставляют данные, отражающие разницу в скорости обработки данных. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) как оператор информационной системы консолидирует, проводит верификацию полученных данных (п.5).
Для справки: Информационная система - государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», используемая в целях проведения эксперимента и созданная в целях автоматизации процессов сбора и обработки первичных статистических данных, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения качества информации;
Координаторы Эксперимента:
- Росстат - общее руководство, методическая поддержка, оценка бизнес-процессов ФОИВ на соответствие стандартам по работе с официальной статистической методологией;
- Минцифры России - техническое обеспечение работы платформы;
- Минэкономразвития России - согласование перечня данных.
Организаторы сбора:
- Федеральные органы власти - субъекты официального статистического учета;
- Исполнительные органы субъектов Российской Федерации (на добровольной основе).
- Полномочия организаторов сбора заключаются в: настройке процессов сбора данных в информационной системе; формировании реестров, классификаторов, критериев отбора респондентов; проверки корректности предоставляемых данных.
Респонденты - предоставление отчетности в информационной системе.
Доступ к информации, содержащейся в информационной системе
Оператор информационной системы обеспечивает заинтересованным лицам доступ к общедоступной информации, содержащейся в информационной системе, путем размещения указанной информации на официальном сайте оператора информационной системы в сети Интернет (п.20).
Информация, содержащаяся в информационной системе, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется (п.21):
- Через личный кабинет, или
- Посредством обмена электронными документами, в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме при условии соблюдения требований по защите соответствующих категорий информации ограниченного доступа, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе обеспечивающими защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утрату, подделку или искажение.
Мой комментарий: Представленный документ является подзаконным нормативным актом, издаваемым во исполнение решения Правительства РФ. Его основная цель - регламентировать проведение масштабного эксперимента в сфере государственной статистики.
Документ прямо связывает эксперимент с достижением целей «Стратегии развития системы государственной статистики до 2030 года», а именно — сокращением сроков обработки данных.
Эксперимент направлен на апробацию единого механизма сбора данных в рамках государственной информационной системы («Цифровая аналитическая платформа»). Это ключевой шаг в сторону цифровой трансформации статистики, который должен устранить разрозненность систем и процессов.
В процесс активно привлекаются не только федеральные органы власти, но и, на добровольной основе, исполнительные органы субъектов РФ. Это может повысить качество и релевантность данных на региональном уровне.
Вопросы защиты данных и конфиденциальности. Хотя в документе есть прямой запрет на представление сведений, составляющих государственную тайну (п. 16), в нём, с моей точки зрения, недостаточно детализированы меры по защите коммерческой тайны и персональных данных, которые будут обрабатываться в системе.
Итоговый результат. Пункт 5 говорит о консолидации и верификации данных о производительности, но не ясно, каковы конкретные критерии успеха эксперимента и как будет приниматься решение о его масштабировании на всю систему госстатистики.
Настоящий успех эксперимента будет измеряться не сокращением сроков обработки данных как таковых, а тем, насколько повысятся качество, актуальность и востребованность официальной статистической информации.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=512062

Комментариев нет:
Отправить комментарий