Разговор о том, как идеи различных поколений — до и после публикации стандарта ISO 15489 — продолжают формировать управление документами в цифровом мире
Мой комментарий: В посте идёт речь о стандарте ISO 15489-1:2016 «Информация и документация - Управление документами - Часть 1: Понятия и принципы» (Information and documentation - Records management - Part 1: Concepts and principles, см. https://www.iso.org/standard/62542.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:62542:en . Данный стандарт адаптирован в России как ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 (ISO 15489-1:2016) «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы», см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=232615 .
Ещё до того, как стандарт ISO 15489 обеспечил специалистам по управлению документами единую, признанную в международном масштабе терминологию; до того, как цифровым системам потребовались средства для назначения сроков хранения и журналы аудита; до того, как мы стали называть эту деятельность «стратегическим управлением информацией» (information governance), - уже существовали столпы, на которых держалась профессия [архивистов и специалистов по управлению документами – Н.Х.]. Некоторые из них были возведены в британских архивах, другие — в ведомствах американского федерального правительства. Их создали такие деятели, как Хилари Дженкинсон (Hilary Jenkinson) и Теодор Шелленберг (Theodore Schellenberg), чьи идеи - хотя и отличавшиеся - заложили фундамент того, что мы сейчас называем современным управлением документами.
Таким образом, стандарт ISO 15489, который был впервые опубликован в 2001 году (и пересмотрен в 2016 году) не создавался «с нуля». Он стал кульминацией долгой эволюции - от рассматриваемых в науке дипломатике реестров до платформ управления корпоративным контентом.
Давайте рассмотрим четыре основных принципа стандарта ISO 15489 и посмотрим, как происходило их формирование с течением времени.
1. Документы как доказательство и информация
Дженкинсон (1937, Великобритания) рассматривал документы как объективные доказательства, неизменные по своей природе. Для него авторитет документа исходил от его создателя, а роль архивиста заключалась в его ответственном хранении, а не во вмешательстве. Его взгляды до сих пор перекликаются с требованием ISO 15489 о том, чтобы документы были аутентичными, надёжными и неизменными – в таком случае документы рассматриваются как нейтральные свидетели действий.
Шелленберг (США), напротив, придерживался идеи о том, что архивисты должны оценивать документы на основе их информационной и доказательной ценности, особенно в условиях разрастающейся бюрократической системы. Эта двойственность - документы как информация и как доказательство - является ключевой для стандарта ISO 15489, который рассматривает оба аспекта как жизненно важные для деловой деятельности, государственного управления и для сохранения памяти.
Мой комментарий: Меня продолжает интриговать вопрос о том, почему всё время взгляды Дженкинсона противопоставляются взглядам Шелленберга? Это «противоречие» между ними кажется мне фикцией, родившейся по не относящимся к науке историческим причинам … не говоря уже о том, что большинство современных учёных и специалистов-практиков никогда в жизни не читали труды этих замечательных мыслителей, и постоянно неверно истолковывают их идеи :)
В цифровом контексте это означает, что документы не просто представляют собой хранимые данные, а являются доказательствами. Будь то подписанный договор, представленная форма или запись в базе данных, их доказательная сила зависит от целостности метаданных, фиксированности и контекста (как это удобно – все наиболее важные факторы упрятать в скромное слово «контекст»! – Н.Х.).
2. Экспертиза ценности и требования
Возможно, наибольшее влияние взгляды Шелленберга оказали именно в этом вопросе. Его системный подход к экспертизе ценности, при которой установление сроков хранения основывалось на характере их использования, ценности и функциях, положил начало современной систему установления и отслеживания сроков хранения документов. Его идеи лежат в основе концепции стандарта ISO 15489, согласно которой организации должны устанавливать требования к документам, исходя из своих деловых потребностей, правовых обязательств и готовности к принятию рисков.
Дженкинсон счёл бы такой подход рискованным. Он опасался вмешательства человека в документацию (и для этого были веские основания; однако Дженкинсон не только никогда не подвергал сомнению необходимость своевременного уничтожения основной массы документов, но даже иногда был более радикален в этом вопросе – например, он считал, что для переписки в ряде случаев сведений в реестрах более чем достаточно и сами документы можно и не сохранять – Н.Х.). Стандарт ISO 15489 использует сбалансированный подход: экспертиза ценности необходима, но она должна проводиться в рамках, обеспечивающих прозрачность и подотчётность.
Сегодня цифровая трансформация делает экспертизу ценности одновременно более сложной и более насущной. Мы генерируем слишком много данных, чтобы хранить их вечно. Однако позволять системам автоматически удалять данные в отсутствие продуманной политики - это просто путь к цифровой амнезии. Подход ISO 15489, происходящий из идей Шелленберга об экспертизе ценности, предлагает нам основанный на принципах способ решать, что остаётся, а что удаляется и почему.
(Окончание следует)
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/from-jenkinson-to-the-cloud-the-enduring



Комментариев нет:
Отправить комментарий