Диссертация Карен Триветт «Запроектированное обозначение: Разработка сохраняющего контекст стандартизированного метода упорядочения физических и электронных архивных документов» является долгожданным новаторским вкладом в архивное дело.
Карен Триветт (на обработанной под рисунок фотографии показан именно она – Н.Х.), которая вскоре официально будет признана почётным членом Общества американских архивистов (SAA) на его ежегодном собрании в августе 2025 года, проявляет как научную глубину, так и профессиональный авторитет при решении давно существующей в архивной практике проблемы, заключающейся в отсутствии стандартизированного подхода к организации упорядочению архивных документов. Её работа проливает свет на эту часто недооцениваемую функцию, поднимая упорядочение на тот же уровень важности, что и архивное описание.
Тон диссертации с самого начала одновременно профессиональный и проникновенный; Триветт пишет с ясностью опытного архивиста и с энтузиазмом глубоко преданного делу развитию профессии человека. Результатом стала диссертация, которая одновременно является теоретической и практической, и в этом обзоре будут отмечены её ключевые результаты.
Научный руководитель работы – известный румынский архивист Богдан-Флорин Поповичи (Bogdan-Florin Popovici).
Карен Триветт – совсем не новичок в архивной отрасли (скорее, наоборот); в частности, она избрана почётным членом Общества американских архивистов (SAA).
Содержание диссертации следующее:
1. Введение
2. Определения, анализ исторических и современных исследований, а также несогласных с ними голосов/мнений
3. Эмпирическая часть
4. Предположения, пределы и ограничения обсуждаемой проблемы
5. Обсуждение
6. Дальнейшие исследования и выводы
7. Литература
Приложения
Развитие теории, касающейся архивной классификации
Одним из основных теоретических достижений работы «Запроектированное обозначение» является разработка архивной теории, касающейся концепции классификации при архивном упорядочивании организации (classification in arrangement). Триветт напрямую рассматривает вопрос, который известный архивист Шелленберг (T. R. Schellenberg) несколько десятилетий назад обозначил как недостающий элемент в нашей сфере деятельности: это «системе архивной классификации, подобная [библиотечной – Н.Х.] системе Дьюи». У библиотекарей есть индексы Дьюи и Библиотеки Конгресса, а вот архивистам, как отмечает Триветт, давно не хватает сравнительно формализованного, стандартизированного подхода к организации и упорядочению документов. Диссертация Триветт даёт ответ на этот вызов и предлагает метод, позволяющий заполнить этот пробел. В ней предлагается стандартизированную схему упорядочения, которая во многом похожа на систему классификации, - своего рода «десятичную систему Дьюи» для архивов, позволяющую контролировать и понимать документы в контексте.
Это не классификация в узком «библиотечном» смысле предметных указателей, а, скорее, целостная концептуальная структура, устанавливать связи между документами и сохранять контекст их создания. Выдвигая классификацию на первый план, Триветт выстраивает новую архивную теорию, которая рассматривает упорядочение как целенаправленное интеллектуальное усилие, а не просто механическую задачу. Тем самым она следует архивной традиции (уважая происхождение и первоначальный порядок), одновременно расширяя её новыми идеями. Триветт подчёркивает, что сохраняющее контекст, стандартизированное упорядочивание необходимо осуществлять ещё до того, как мы приступим к архивному описанию, и задаётся вопросом: как можно осмысленно описывать документы, не учитывая их место в более крупной структуре? Эта теоретическая позиция служит убедительным напоминанием о том, что упорядочивание лежит в основе поиска; в конце концов, архивисты создают «поисковые» средства (научно-справочный аппарат), помогающие пользователям находить нужные материалы.
Использование архивных традиций (и их оспаривание)
Работа Карен Триветт имеет глубокие корни в архивной традиции, и в ней она критически анализирует устоявшиеся принципы и дискуссии в нашей области. Она заново рассматривает такие авторитетные концепции, как уважение фондов (respect des fonds) и первоначального порядка, признавая их центральное место в упорядочении архивных документов. В то же время она исследует, как эти принципы интерпретировались (в том числе некорректно) с течением времени. Интересным аспектом диссертации является данный в ней обзор исторических и альтернативных взглядов на упорядочение документов.
В работе Триветт приведен обширный обзор литературы, охватывающий работы как теоретиков архивного дела начала XX века, так и современных исследователей. Например, автор обращает внимание на сделанное в 1912 году Уолдо Гиффордом Леландом (Waldo Gifford Leland – американский историк и архивист – Н.Х.) раннее предупреждение о том, что никакая десятичная или алфавитная система, принятая в библиотеках, не может быть успешно применена к архивам. Леланд настаивал на том, что административная единица (источник/создатель) должна быть отправной точкой для организации и упорядочения документов, и Триветт полностью разделяет эту точку зрения. В диссертации также обсуждается знаменитая критика концепции групп документов (record group), высказанная в 1960-х годах американскими архивистами Фрэнком Эвансом (Frank Evans), Марио Феньо (Mario Fenyo) и Питером Скоттом (Peter Scott). Эти «диссидентские голоса» ставили под сомнение рациональность ограничений, налагаемых жёсткими группами документов, и призывали к созданию схем, в большей степени способных учитывать различные нюансы.
Триветт не уходит от этой критики, - вместо этого она использует её для усиления своей собственной модели. Предложенный ею метод модифицирует концепцию групп документов, принимая во внимание происходящие с течением времени изменения в бюрократических структурах. Иными словами, она вносит гибкость в свой подход к классификации: архивное упорядочение должно отражать эволюцию иерархических структур в организациях, тем самым динамически сохраняя контекст. Это критическое обращение к традиции показывает, что используемый Триветт подход является уважительным к традиции, но не освящающим её; она чтит основные принципы архивного дела, одновременно адаптируя их к современным потребностям (что особенно важно в цифровую эпоху).
Аналогии с архитектурой и информационным дизайном
Одним из самых инновационных и увлекательных аспектов диссертации Триветт является использование ею аналогий из архитектуры и информационного дизайна для переосмысления архивного упорядочения. Она проводит неожиданные параллели между созданием архива и строительством здания. В главе 5, соответствующе названной «Аналогия формирования архивного контекста строительству архитектурного сооружения» (Building archival context as analogous to building an architectural structure), Триветт исследует, как принципы архитектурного проектирования могут быть использованы для целей упорядочение архивов. Например, она обращается к трудам античного архитектора Витрувия (Vitruvius) и историка искусства эпохи Возрождения Вазари (Vasari), отмечая, например, изречение Вазари о необходимости сохранять чёткие границы между архитектурными ордерами (т.е. стилями - дорическим, ионическим и т. д.), что соответствует потребности архивиста в поддержании чётких границ между массивами документов. Идея «создавать архитектуру - значит наводить порядок» (как сказал Ле Корбюзье (Le Corbusier) в своём знаменитом изречении) проходит красной нитью сквозь всю диссертационную работу.
Триветт не ограничивается аналогиями с традиционной «физической» архитектурой, используя в качестве наводящих на размышления метафор веб-дизайн и информационную архитектуру. Подобно тому, как хорошо спроектированный веб-сайт имеет чёткую информационную архитектуру (с иерархическими меню, путями навигации и логическим группированием), - архив также может выиграть от аналогичной структуризации. Триветт ссылается на современных мыслителей в сфере удобства работы пользователей (User eXperience, UX) и дизайна, – это работы Стива Круга (Steve Krug) «Не заставляйте меня думать» (Don’t Make Me Think), Кристины Водтке (Christina Wodtke) «Информационная архитектура: Чертежи для Паутины» (Information Architecture: Blueprints for the Web), Эбби Коверт (Abby Covert) «Как разобраться в любом беспорядке» (How to Make Sense of Any Mess), – извлекая уроки, касающиеся обеспечения удобства использования и структуры.
Данный междисциплинарный подход освежающе оригинален. Это выглядит практически как заимствование архивистами идеологии архитектурных чертежей и карт сайтов веб-дизайнеров. Результатом же является метод упорядочения, который Триветт описывает как «естественный, органичный и соответствующий успешно показавшим себя принципам проектирования», будь то в проектировании зданий или в веб-дизайне. Подобные аналогии не только делают её теоретическую концепцию более наглядной, но и подчёркивают ключевую тему: упорядочение архивов – это одновременно искусство и наука.
Размывая границы между искусством, архитектурой и архивной наукой, Триветт предлагает нам новый взгляд на старую проблему. Для практиков такой междисциплинарный подход не просто любопытен, но и действительно полезен. Он помогает нам объяснять другим людям (да и себе самим) принципы упорядочивания более наглядным и понятным образом, проводя аналогии с тем, как архитектор проектирует пространство, или дизайнер организует информацию для интуитивной навигации в ней.
(Окончание следует)
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/living-in-fragments-no-longer




Комментариев нет:
Отправить комментарий