В своём информационном письме от 27октября 2025 года №ИН-08-43/106 Банк России сообщил, что результаты надзорных мероприятий свидетельствуют о распространении случаев совершения недобросовестными участниками хозяйственной деятельности операций с платежными картами, оформленными на подставных физических лиц (дропов).
В целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций и их клиентов в проведение операций в противоправных целях и недопущения нарушения требований законодательства Банк России рекомендует обеспечить осуществление следующих мероприятий.
В случае если в рамках договора о реализации зарплатного проекта, при котором физическому лицу открывается банковский счет и выдается электронное средство платежа (платежная карта), работодатель действует в качестве представителя работника - физического лица, исключить после завершения противолегализационных процедур, определенных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», возможность активации платежной карты иным лицом, кроме физического лица - ее владельца.
Мой комментарий: Цель данной меры - уничтожение канала, когда работодатель-«однодневка» массово получает карты на подставных лиц и активирует их самостоятельно для дальнейшего использования в схемах. Данная мера усложняет жизнь организаторам схем, лишая их основного инструмента – контроля над картой.
Законопослушные компании и их сотрудники могут столкнуться с неудобствами (например, удаленные сотрудники не смогут легко активировать карту). Банкам придется искать компромиссные решения.
В случае использования кредитной организацией услуг посредников для привлечения клиентов - физических лиц в целях открытия им банковских счетов:
- если посредник действует от имени физического лица при представлении в кредитную организацию идентификационных сведений, заключении договора банковского счета и открытии банковского счета, убедиться в объеме полномочий посредника в качестве представителя и в действительности волеизъявления клиента на осуществление указанных действий;
- если станет известно, что через посредника привлечены клиенты - физические лица, операции по переводу денежных средств которых подпадают под критерии, приведенные в Методических рекомендациях Банка России от 06.09.2021 №16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц» (критерии операций дропов), рассмотреть вопрос об отказе от услуг такого посредника.
Банкам настоятельно рекомендовано организовывать и осуществлять на систематической основе эффективные процедуры контроля, позволяющие:
- Выявлять внутренние структурные подразделения кредитной организации, в которых открыты банковские счета физическим лицам, операции которых подпадают под критерии операций дропов, а также работников кредитной организации, осуществляющих выездную идентификацию, с участием которых открыты данные счета;
- Усилить контроль за такими внутренними структурными подразделениями кредитной организации, а также работниками кредитной организации, осуществляющими выездную идентификацию;
- Подтверждать фактическое обеспечение личного присутствия физического лица, которому открывается банковский счет, либо его представителя, в том числе с использованием систем фотовидеофиксации с учетом технической возможности кредитной организации.
Мой комментарий: С моей точки зрения, наиболее неприятный для банков пункт - это требования к организации внутреннего контроля и проверок с целью выявления «проблемных» отделений и сотрудников и усиление контроля за ними. Банк России прямо «намекает» на необходимость внутренних расследований. Дополнительные риски для банков в данном случае следующие:
- Высокие операционные затраты. Внедрение систем фотовидеофиксации, хранение и обработка больших объемов данных, проведение дополнительного внутреннего контроля и расследований потребует дополнительного финансирования этой работы;
- Кадровые риски. Необходимость массовых проверок сотрудников, увольнения недобросовестных работников неизбежно приведет к усилению внутреннего напряжения в коллективе;
- Юридические риски. Соблюдение законодательства о персональных данных при обработке биометрической информации (фотовидеофиксация). Требуется четкое информирование клиентов и получение их согласия;
- Репутационный риск (внутренний и внешний). Использование банка в «дроперских» схемах, увольнение сотрудников по причине нарушений законодательства бьет по репутации банка.
Данное письмо не вводит новых нормативных требований, а систематизирует и акцентирует уже существующие процедуры, делая их фактически обязательными к применению в рамках рекомендаций.
Информационное письмо является сигналом о ужесточении надзора. Банк России четко обозначил, что борьба с «дропами» становится одним из ключевых приоритетов. Для добросовестных банков это - руководство к действию по укреплению защитных механизмов. Для банков, которые закрывали глаза на сомнительные операции, это - серьезный вызов, несущий прямые финансовые и репутационные угрозы.
Неспособность эффективно внедрить рекомендации и выявить каналы создания «дропов» означает пристальное внимание и карательные меры со стороны Банка России (проверки, ограничения, штрафы).
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=517915

Комментариев нет:
Отправить комментарий