пятница, 30 апреля 2021 г.

Великобритания: Почтовая служба потерпела очередное поражение в суде в связи со скандалом вокруг ИТ-системы Horizon

Данная статья редактора журнала Computer Weekly по региону Европы, Ближнего Востока и Африки Карла Флиндерса (Karl Flinders – на фото) была опубликована на сайте журнала 17 декабря 2020 года.

Мой комментарий: Те, кто следит за громкими судебными процессами в Великобритании, знают, что некогда славившаяся своей беспристрастностью – и поэтому столь привлекательная для мирового бизнес-сообщества – британская Фемида в последнее время насквозь прогнила. Но приведенный материал интересен даже не этим (в конце концов, это не первый подобный скандал) – описанная ситуация лишний раз показывает, что слепая вера в надёжность технологий (а впоследствии – естественное желание скрыть допущенные из-за этого промахи) намного опаснее, чем собственно реальные дефекты в плане безопасности информационных систем.

Коллеги из ИТ примерно раз в полгода «выкатывают» очередные «абсолютно надёжные», «невзламываемые» решения и устраивают вокруг них соответствующие «танцы с бубнами» у финансовых костров. И если в эту шумиху начинают верить судьи, то горе тем несчастным, которые падут первыми жертвами сбоев и действий предприимчивых мошенников …

Апелляционный суд Англии и Уэльса (Court of Appeal) указал, что руководители структур, оказывающих почтовые услуги наряду с другими коммерческими услугами (subpostmasters - часто это владельцы газетных киосков и сельских магазинов. Далее для простоты я буду называть их «почтовые операторы» – Н.Х.) смогут обжаловать неправомерные приговоры на том основании, что Почтовая служба (Post Office) привлекала их к ответственности, несмотря на то, что ей было известно о невозможности проведения в их отношении справедливого судебного разбирательства.

Это еще одно судебное поражение Почтовой службы, оспорившей соответствующий запрос, в рамках затянувшегося скандала, связанного с почтовой информационной системой Horizon («Горизонт»).

Хотя это ещё не окончательное решение (последнее будет вынесено позже в письменном виде), судьи Апелляционного суда отметили, что если почтовые операторы, чьи дела были переданы ей Комиссией по пересмотру уголовных дел (Criminal Cases Review Commission, CCRC – занимается расследованием предполагаемых судебных ошибок – Н.Х.) захотят, чтобы случившееся с ними рассматривалось как «оскорбление общественной совести», - то у них будет такая возможность.

Данное решение означает, что Почтовая служба и правительство могут подвергнуться более тщательной проверке в связи с одной из крупнейших судебных ошибок в истории Великобритании.

В июне 2020 года дела в общей сложности 47 почтовых операторов, ошибочно признанных Почтовой службой виновными в финансовых преступлениях, были переданы на рассмотрение комиссии CCRC.

В течение 15-летнего периода, начавшегося вскоре после того, как разработанная компанией Fujitsu компьютерная система Horizon была внедрена в 2000 году в отделениях Почтовой службы, почтовых операторов отправляли в тюрьмы, штрафовали на крупные суммы, заставляли выполнять общественные работы, и многие из них стали банкротами вследствие необъяснимых недостач при бухгалтерском учёте.

Расследование, проведенное журналом Computer Weekly в 2009 году, позволило рассказать общественности истории пострадавших операторов. По их словам, убытки были вызваны ошибками, допущенными системой Horizon. Почтовая служба отрицала это, и многие почтовые операторы впоследствии были привлечены к ответственности за кражу и фальсификацию бухгалтерской отчётности, что стало одной из самых больших судебных ошибок в истории Великобритании.

Почтовая служба утверждала, что система Horizon работает надёжно, и категорически отрицала, что именно ошибки ИТ-системы вызывают необъяснимые ошибки в бухгалтерском учёте. Однако в ходе многомиллионного группового судебного процесса, в ходе которого была доказана правота утверждений операторов о том, что Horizon является причиной ошибок, - судья Высокого суда (High Court – одна из структур Верховного суда Англии – Н.Х.) Питер Фрейзер (Peter Fraser) описал позицию Почтовой службы как «эквивалентную настаиванию, в XXI веке, на том, что Земля плоская».

Комиссия CCRC заявила, что приговоры были потенциально необъективными по двум причинам. Первая (известная, как «основание 1» (limb 1)) заключалась в том, что используемые в ходе расследования компьютерные доказательства были потенциально ненадежными. Именно это основание первоначально было выбрано большинством заявителей для апелляции, и Почтовая служба уже заявила, что не будет его оспаривать. Приговоры, в том числе по уголовным обвинениям, шести операторам, подавших апелляцию в Королевский суд Саутуорка (Southwark Crown Court), на прошлой неделе, были отменены. Большинство оставшихся апеллянтов подадут апелляции в Апелляционный суд в марте 2021 года.

Но сегодня (17 декабря 2020 года) в Апелляционном суде адвокаты трёх почтовых операторов запросили разрешение на рассмотрение их апелляций по второй из возможных причин пересмотра дел комиссией CCRC. Они утверждали, что Почтовая служба заведомо знала, что почтовым операторам не может быть обеспечено справедливое судебное разбирательство, - но всё равно продолжала их преследование, что явилось «оскорблением общественной совести», согласно правилам CCRC (так называемое «основание 2» (limb 2)). Почтовая служба это оспорила.

Почтовыми операторами, которые просили разрешения на подачу апелляции по основанию 2, были Трейси Фелстед (Tracy Felstead), Джанет Скиннер (Janet Skinner) и Сима Мишра (Seema Misra). Все трое были отправлены в тюрьму после того, как были привлечены к ответственности Почтовой службой, и теперь они хотят, чтобы вопрос об «оскорблении общественной совести» был рассмотрен Апелляционным судом. Почтовая служба не включила эти три случая в группу дел, по которым, как она заявило, она не будет оспаривать апелляции.

Как сообщил в своих твитах из зала суда журналист-фрилансер Ник Уоллис (Nick Wallis), адвокаты этих трёх заявителей должны теперь до 15 января 2021 года представить схематичную аргументацию, показывающую, на каких аргументах будет построена апелляция. Другие апеллянты, желающие апеллировать на базе «основания 2», должны представить аналогичную схематичную аргументацию до 29 января 2021 года. Суд заявил, что апеллянты, который не представят подобную аргументацию, смогут затем апеллировать лишь на базе «основания 1».

Согласие суда с тем, что «основание 2» является уместным для подачи апелляции, усилит давление на правительство с целью заставить его разобраться со скандальной ситуацией, - высвечивая основные слабые места в правовой системе и выявляя ситуации потенциально злонамеренного судебного преследования. Это усугубит противоречия между Почтовой службой и её владельцем-правительством, разоблачив, кто, что и когда знал, и кто принимал ключевые решения.

Когда комиссия CCRC передала беспрецедентный по объёму групповой иск в Апелляционный суд, председатель комиссии Хелен Питчер (Helen Pitcher) следующим образом объяснила аргументацию CCRC: «Наш аргумент заключается в том, что это злоупотребление процедурой. Если у Вас появляется так много дел, относящихся к внедрённой ИТ-системе, то кто-то где-то должен был спросить – чья здесь вина, человека или ИТ-системы, и если это вина ИТ-системы, то что это означает?»

К этому Питчер добавила: «Если бы я была в Совете директоров Почтовой службы, я бы сказал своему руководителю юридического отдела: «Мне нужно, чтобы Вы пришли на заседание Совета и рассказали нам, как может появиться так много дел, подпадающих под одну и ту же категорию».

В суде интересы трёх почтовых операторов представляла адвокат Лиза Буш (Lisa Busch QC) из фирмы Cornerstone Barristers, которая заменила Пола Маршалла (Paul Marshall) из той же фирмы, слившего конфиденциальный документ по делу в столичную полицию.

Этот документ от 2013 года упоминался на предыдущем слушании в Апелляционном суде. В нем якобы содержится информация, которая могла повредить преследованию почтовых операторов. Документ, который не был предан гласности, был направлен одним из адвокатов в Почтовую службу и касался показаний свидетеля-эксперта в ходе судебных процессов над операторами, винившими компьютерную систему Horizon в ошибках бухгалтерского учета.

Объявляя о своем отказе от представления трех истцов, Маршалл заявил: «Тщательно и с тревогой изучив ход судебных слушаний 18 ноября, 19 ноября и 3 декабря 2020 года, а также условия приказа, отданного 3 декабря 2020 года, я считаю, что у меня нет возможности продолжать бесстрашно представлять моих клиентов в этом суде. Следовательно, я не могу выполнять свой профессиональный долг перед клиентами.»

«Соответственно, в интересах моих клиентов, чтобы в этих апелляциях в данном суде их представлял другой адвокат. Для моих клиентов очень прискорбно, что они лишены возможности быть представленными обеими выбранными ими адвокатами в результате событий 18-19 ноября и 3 декабря 2020 года».

На пересмотр могут быть направлены гораздо больше обвинительных приговоров почтовым операторам. В комиссии CCRC сообщили, что, по последним подсчетам, на рассмотрении находятся 23 дела о привлечении к ответственности почтовых операторов. За прошедшие годы на основе данных системы Horizon к ответственности было привлечено около 900 человек.

Между тем, Комиссия по пересмотру уголовных дел Шотландии предприняла, по общему мнению, «необычный шаг», направив по своей инициативе письмо 73 людям, ранее приговоренным по уголовным обвинениям, которые потенциально связаны с ошибками в информационной системе Horizon Почтовой службы.

Карл Флиндерс (Karl Flinders)

Источник: сайт журнала Computer Weekly
https://www.computerweekly.com/news/252493818/Post-Office-suffers-latest-court-defeat-in-Horizon-IT-scandal

Комментариев нет:

Отправить комментарий