понедельник, 26 апреля 2021 г.

Требования к информационному взаимодействию информационных систем при проведении государственного контроля

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 года № 338 утверждены «Требования к информационному взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1 и 2 статьи 17 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Информационное взаимодействие информационных систем контроля (надзора) осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного обмена, а также обеспечения конфиденциальности информации ограниченного доступа (п.2).

Информационное взаимодействие осуществляется с помощью (п.3):

  • Единой системы межведомственного электронного взаимодействия; либо

  • Посредством интеграции информационных систем контроля (надзора).

Информационное взаимодействие информационных систем контроля (надзора) осуществляется одним из следующих способов (п.4):

  • Посредством направления запросов о предоставлении информации и предоставления ответов на них в форме электронных документов

  • В автоматическом или автоматизированном режимах без направления запросов о предоставлении информации.

В целях организации информационного взаимодействия контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения об информационном взаимодействии, определяющие в том числе (п.5):

  • Способ информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 4 настоящего документа;

  • Особенности организации и технические условия информационного взаимодействия;

  • Состав сведений, обмен которыми предлагается осуществлять при информационном взаимодействии.

Информационные системы контроля (надзора) должны обеспечивать (п.6):

  • Защиту информации, содержащейся в иной информационной системе, от неправомерного уничтожения, блокирования, модификации либо копирования посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также посредством осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы;

  • Соблюдение установленных законодательством РФ сроков хранения информации в форме электронных документов путем ее резервного копирования и обеспечения возможности ее восстановления из резервных копий;

  • Автоматизированное ведение и обязательное хранение не менее одного года электронных журналов учета времени и фактов размещения, изменения и удаления информации, а также отражения содержания вносимых изменений и информации о лицах, осуществивших указанные действия.

При информационном взаимодействии документы и (или) сведения предоставляются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы контроля (надзора), в формате XML или PDF, а также в иных машиночитаемых форматах (п.8).

Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» осуществляет функцию взаимодействия с гражданами и юридическими лицами при информационном взаимодействии информационных систем контроля (надзора). Взаимодействие контрольных (надзорных) органов может осуществляться также через региональные порталы государственных (муниципальных) услуг (функций) (п.9).

Информационные системы контроля (надзора) должны обеспечивать передачу необходимых сведений в (п.10):

  • Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, единый реестр проверок, государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» в части информационной системы досудебного обжалования.

На основании сведений, содержащихся в едином реестре видов контроля, формируются справочники и классификаторы, которые в автоматическом режиме используются при внесении сведений в (п.11):
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

  • Единый реестр проверок;

  • Информационную систему досудебного обжалования;

  • Государственную информационную систему;

  • Единый портал;

  • Региональные порталы государственных и муниципальных услуг;

  • Ведомственные информационные системы контрольных (надзорных) органов.

В целях мониторинга и анализа осуществления государственными органами и органами местного самоуправления контрольных (надзорных) функций операторами обеспечивается направление сведений из указанных информационных систем в государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (п.12).

В рамках информационного взаимодействия с информационными системами контроля (надзора) обеспечивается реализация основных функций следующих информационных систем (п.13):

  • Единый реестр видов контроля;

  • Единый реестр проверок, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

  • Ведомственные информационные системы контрольных (надзорных) органов, государственная информационная система;

  • Информационная система досудебного обжалования;

  • Система «Управление»;

  • Реестр обязательных требований.

Под осуществлением информационного взаимодействия понимается использование федеральной единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (п.14).

Информационные системы контроля (надзора) получают информацию с использованием систем (методов, комплексов) дистанционного контроля, в том числе информационных систем мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (п.15).

Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия информационных систем контроля (надзора) документов и (или) сведений осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (п.16).

Мой комментарий: Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусматривает серьезные изменения в процессы организации государственного контроля, в том числе создание и ведение целой группы новых реестров и информационных систем, которые будут обеспечивать всю эту непростую деятельность.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=378980

2 комментария:

  1. Безумно интересно. Эти все реестры на кого будут отправлены? Кто их будет создавать? Минцифра?Восход?

    ОтветитьУдалить
  2. скорее всего, это требования со стороны, назначенной исполнителем по созданию реестров и ИС надзора, который установил свои требования по организации информационного взаимодействия. Вот если бы в законе, сначала был бы протокол по организации взаимодействия ИС и реестров, тогда это было бы решение обеспечивающее решение поставленной задачи

    ОтветитьУдалить