понедельник, 5 апреля 2021 г.

Экологическая информация становится общедоступной

Федеральный закон от 9 марта 2021 года №39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел новые нормы в отношении экологической информации.

Статья 1 федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнена новым понятием:

Статья 1. Основные понятия

«информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
- сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об
окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом
состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах
и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и
планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых
мероприятиях в области охраны окружающей среды.»

В закон «Об охране окружающей среды» введена новая статья 4.3 «Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)». Согласно положениям данной статьи, информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к государственной тайне (п.1).

Информация, обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, предоставляется ими в порядке, установленном федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.2).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую, в том числе, сведения (сообщения, данные) (п.3):

  • О состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

  • О радиационной обстановке;

  • О стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

  • Об обращении с отходами производства и потребления;

  • О мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Правила размещения и обновления информации на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание и форма ее размещения, утверждаются Правительством РФ (п.4).

Информация предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.» (п.5):

  • Гражданам;

  • Юридическим лицам;

  • Индивидуальным предпринимателям;

  • Общественным объединениям;

  • Некоммерческим организациям.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст.5), теперь отнесено:

«утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.»

Одновременно внесены следующие изменения в некоторые другие взаимосвязанные законы:

  • В части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-I «О государственной тайне» установлено, что сведения «составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию)» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию;

  • В статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что сведения «составляющих информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию)» не могут составлять коммерческую тайну.

  • В пункте 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» уточнено, что у экологической информации не может быть ограничен доступ.

Мой комментарий: Специалисты оборонных отраслей хорошо знают, как обработка детальных сведений об экологии часто позволяет выявлять информацию, вполне заслуженно относимую к государственной и военной тайне. Законодателям следовало проявить здесь бдительность и более чётко сказать, какая экологическая информация безусловно является открытой, какая – может быть раскрыта после проведения экспертизы, и какая должна быть засекречена; а также предусмотреть возможность, при наличии уважительных причин, временного ограничения доступа к определенным видам информации.

Как мне кажется, требование к размещению информации в интернете только в формате открытых данных, мягко говоря, недодуманное. Такая информация должна размещаться и в других форматах, и/или в виде надлежащим образом оформленных официальных документов если это удобно для пользователей. В любом случае, глупо требовать от государственных органов размещать информацию в том виде, в котором они её сами не создают, не получают и не используют – это ляжет неоправданным бременем на государственные органы и почти наверняка приведёт к пустой растрате государственных средств.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=378689

Комментариев нет:

Отправить комментарий