В нашем законодательстве деятельность коллекторских агентств должным образом долго не была урегулирована, в результате в погоне за деньгами должников в сферу их внимания иногда попадали граждане, не имеющие вообще никакого отношения к кредиту.
Для справки: Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» установил правила взаимодействия между должником и коллекторскими агентствами.Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в декабре 2014 года рассмотрела дел № 33-3415/2014, котором гражданин, не имевший никакого отношения к кредиту, два года вынужден был общаться с коллекторами по телефону
Суть спора
На протяжении 2-х лет на сотовый телефон гражданина поступали звонки и смс-сообщения с требованиями погасить задолженность. Звонящие представлялись сотрудниками ООО «Кредит коллекшн групп» и извещали его о якобы имеющейся у него задолженности по кредиту перед ОАО КБ «Восточный экспресс банк». Кроме того, в смс-сообщениях в отношении него и его близких содержались явные угрозы. Какой-либо кредитный договор между гражданином и банком не заключался.
В ходе проверки, проведенной органами внутренних дел, выяснилось, что в ноябре 2010 года жена сына гражданина заключила кредитный договор с ОАО КБ «Восточный экспресс банк» и по требованию банка оставила его номер телефона в качестве дополнительного контактного, назвав его фамилию, имя и отчество.
Гражданин обратился в суд и просил:
- Обязать банк и коллекторское агентство прекратить обработку его персональных данных (фамилия, имя, отчество и контактный номер телефона), исключить их из информационных систем и направить ему соответствующие письменные уведомления;
- Взыскать в его пользу денежные средства в качестве компенсации морального вреда с каждого из ответчиков.
Северский городской суд Томской области в августе 2014 года установил, что гражданин не состоял в договорных отношениях с банком и обществом, не являлся ни заемщиком, ни поручителем в рамках кредитного договора. Сведения о его телефонном номере, его фамилия, имя, отчество были предоставлены в банк гражданкой, которая является женой его сына, в анкете на получение кредита.
Суд отметил, что доказательств наличия согласия гражданина на обработку его ПДн материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств наличия иных условий законности их обработки.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что гражданин не доказал обработку его ПДн (фамилии, имени, отчества и номера телефона) в информационной системе.
Соединение с гражданином по телефонному номеру со стороны работников ответчиков, по мнению суда, не нарушает его прав в контексте изложенных в Законе «О персональных данных» норм, поскольку высказывания, изложенные в смс-сообщениях, не содержат персонифицированных и детализированных данных, а также другая информация, по которой возможно идентифицировать конкретное лицо, а именно - гражданина.
Каких-либо объективных и бесспорных доказательств того, что сотрудники банка и общества каким-либо способом обрабатывали (хранили, распространили либо разгласили, в том числе третьим лицам) персональные данные гражданина, суду также представлено не было.
Решением суда исковые требования гражданина были оставлены без удовлетворения.
Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда
По мнению суда, ОАО КБ «Восточный экспресс банк» осуществил обработку персональных данных гражданина, включая их сбор, хранение и передачу.
Между банком и ООО «Кредит коллекшн групп» в апреле 2013 года был заключен договор уступки прав и обществу были переданы оригиналы документов по кредитному договору, заключенному с гражданкой.
Общество, получив персональные данные гражданина не от него, не имея сведений о его согласии на их обработку, до начала обработки данных (хранения и использования) не предоставило ему необходимую информацию, не направило уведомление о начале обработки его ПДн.
Суд отметил, что в ходе неоднократных проверок, проводимых правоохранительными органами по заявлениям гражданина, было установлено, что по номеру телефона, зарегистрированному на его имя, сотрудниками общества неоднократно осуществлялись звонки и направлялись смс-сообщения с использованием его персональных данных, а именно: фамилии, имени и отчества, поскольку номер телефона и ПДн гражданина были также указаны в кредитной истории клиентки банка.
Суд сделал вывод о том, что общество осуществило обработку персональных данных гражданина незаконно.
Суд отметил, что поскольку ответчики осуществляют обработку персональных данных гражданина с нарушением требований закона, их действиями нарушены права истца на защиту его ПДн, данное обстоятельство является основанием для взыскания с них компенсации морального вреда.
Судебная коллегия отменила решение Северского городского суда Томской области. Иск гражданина был удовлетворен частично.
ОАО КБ «Восточный экспресс банк» и ООО «Кредит коллекшн групп» обязали прекратить обработку персональных данных гражданина, удалить их из информационных систем и направить гражданину соответствующее письменное уведомление.
В пользу гражданина с организаций взыскана компенсация морального вреда.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1112312
Комментариев нет:
Отправить комментарий