четверг, 25 августа 2016 г.

Уточнен порядок открытия счетов в кредитных организациях


Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уточнил порядок открытия счетов в кредитных организациях. Новые положения вступят в силу 1 сентября 2016 года.

В статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» уточнено (ч. 2), что открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет осуществляться при наличии содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц сведений:
  • О государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

  • О государственной регистрации юридических лиц;

  • Об аккредитации представительств иностранных юридических лиц;

  • О постановке на учет в налоговом органе.
Ранее требовалось приносить в банк свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет.

Мой комментарий: Это очередной пример того, как постепенно теряют свою значимость для деловой деятельности документы личного хранения. Понятно, что кредитные организации, имея возможность через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) оперативно запросить выписки из единых государственных реестров, могут не затруднять себя сбором той же информации в виде копий бумажных документов.

В статье 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уточнен порядок открытия счетов.

Кредитным организациям запрещается открывать счета клиентам без личного присутствия физического лица либо его представителя (п.5). Данный запрет не применяется в случае, если клиент ранее был идентифицирован и находится на обслуживании в кредитной организации, а информация о нем периодически обновляется.

Кредитная организация также вправе открыть банковский счет юридическому лицу без личного присутствия его представителя в случае, если оно было ранее идентифицировано и обслуживается в ней как физическое лицо, а информация о этом лице проходит периодически проверку на актуальность.  В этом случае для идентификации разрешено использовать документы и сведения, полученные при идентификации соответствующего клиента - физического лица и обновлении информации о нем.

При этом установлены критерии, при которых открытие счета без личного присутствия его представителя юридического лица запрещено:
5. Кредитной организации запрещается открывать банковский счет юридическому лицу без личного присутствия его представителя в случае наличия у кредитной организации подозрений в том, что открытие такого банковского счета осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в случае, если данное юридическое лицо и (или) лицо, имеющее право действовать от имени данного юридического лица, и (или) его бенефициарный владелец (один из его бенефициарных владельцев), и (или) его участник (один из его участников), за исключением акционера, являющийся юридическим лицом и владеющий более 25 процентами в капитале юридического лица, которому открывается банковский счет, являются:
  • Лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организацией или физическим лицом, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

  • Лицом, в отношении которого у кредитной организации имеется информация о применении к нему мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 настоящей статьи;

  • Лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
Также предусмотрена возможность при идентификации клиентов и обновлении информации о них использовать электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.4. … Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для проведения идентификации клиента - юридического лица при открытии ему банковского счета без личного присутствия его представителя … клиент представляет документы и сведения в форме электронного документа, подписанного его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что новые положения ускорят «процедуры открытия банковских счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что позволит ускорить и упростить механизм создания компаний малого и среднего бизнеса, снизить бумажный документооборот между кредитными организациями, налоговыми органами и их клиентами и, в свою очередь, будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, улучшению инвестиционного климата и повышению позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по направлению «Регистрация предприятий»».

Мой комментарий: Предоставление кредитным организациям возможности повторно использовать уже собранную актуальную информацию и не плодить множество копий одних и тех же документов в разных досье можно только приветствовать.

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=199981
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&6DAAE3CD7770119043257F87004442D5

Комментариев нет:

Отправить комментарий