Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 июля 2017 года и включил в законодательство новые требования к распространению информации в Интернете.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен статьей 10.4 «Особенности распространения информации новостным агрегатором».
Мой комментарий: В очередной раз, включая в законодательные нормы новые термины, такие как «новостной агрегатор», наши законописатели забыли дать четкое определение данному понятию.
Для справки: Новостной агрегатор – это интернет-сервис, который собирает и систематизирует по рубрикам новости, а зачастую и просто ссылки с других сайтов. Одни новостные агрегаторы, такие, как «Яндекс-Новости» и «Google Новости» используют автоматический метод сбора информации. Специальное программное обеспечение (робот), регулярно проверяет новостные ресурсы на предмет появления новых материалов, копирует их заголовки и публикует у себя текст. Если по одному информационному поводу появляются несколько материалов, они группируются.Новые требования устанавливаются для:
У других агрегаторов новостной поток обрабатывают редакторы (Mail.ru и «Рамблер-Новости»), которые отбирают новости и источники информации, причем идет не просто копирование текстов с сайтов - информация может дополняться и утоняться.
Также существуют такие агрегаторы, как «Mediametrics.ru», которые собирают и на своем сайте выводят заголовки новостей и ссылки на них, ранжируя их в соответствии с рейтингом, который динамично формируется в зависимости от числа ссылок на новости и их репостов в социальных сетях. Чем активнее распространяется ссылка, тем выше в рейтинге будет стоять соответствующая новость.
- Владельца программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ? Опять? Сколько же годочков исполнилось тем, кто это пишет?! – Н.Х.),
- Владельца сайта и/или его страницы.
- Они используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке РФ, государственных языках республик или иных языках народов РФ;
- На них может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
- Доступ к ним в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети.
Кстати говоря, поразительно, что распространение «нехорошей» информации на английском языке или иных мировых языках в зоне под юрисдикцией РФ законодатели считают делом вполне себе допустимым!
Владельцы обязаны не допускать использование программ и сайтов, которые используются для обработки и распространения новостной информации в целях:
- Совершения уголовно наказуемых деяний;
- Разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- Распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
От владельцев также требуется проверять достоверность общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания.
Мой комментарий: Вот только определения того, что относится к «общественно значимым сведениям» и по каким критериям это можно определить, в законе нет, что значительно увеличивает риски судебных споров и исков по данному поводу. Как когда-то таковые ляпы классифицировали сами законодатели, это сильный коррупциогенный фактор.
Они также должны не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства РФ.
Мой комментарий: Как отличать фальсификацию от альтернативной точки зрения, и почему это должен делать онлайн-каталог новостей?
Я согласна с тем, что некоторые новости следует отбраковывать самому агрегатору, но для таких действий должна быть как четкая правовая база, так и однозначные критерии (например, наличие в тексте определенных слов, входящих в закрытый список). Требовать же от агрегатора выполнения функций суда без каких-бы то ни было правовых на то оснований, с риском быть наказанным как за положительные, так и за отрицательные решения – просто неумно.
По мимо этого владельцы агрегатора обязаны:
- Не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
- Не допускать распространение новостной информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
- Соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о референдуме и законодательством РФ о выборах;
- Соблюдать требования законодательства РФ, регулирующие порядок распространения массовой информации;
- Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
- Разместить на новостном агрегаторе адреса электронной почты для направления им юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);
- Хранить в течение шести месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения;
- Обеспечить доступ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, к информации … посредством системы взаимодействия его с владельцем новостного агрегатора.
Мой комментарий: Это правильная норма, с которой следовало начать. Законодатели, однако, предпочли двусмысленность правовой определенности – они так и не решились сказать, что новости от известных новостных агентств проверять не нужно! В «сухом остатке» получается, что от агрегаторов, как минимум, потребуются дополнительных усилия - и, самое главное, документирование – того факта, что информация была распространена дословно (а в более сложных случаях, и факта проверки ее достоверности).
Возникает также вопрос о том, как документировать источник получения информации и факт «дословности воспроизведения» таким образом, чтобы соответствующие документы принимались судами и контролирующими органами в качестве допустимых доказательств.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ведет реестр новостных агрегаторов (п.3).
Мой комментарий: Агрегаторы, по возможности, не записывайтесь в реестр – жизнь будет проще и для Вас, и для Роскомнадзора!
В целях обеспечения формирования реестра уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
- Организует мониторинг информационных ресурсов;
- Утверждает методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;
- Вправе запрашивать у владельца новостного агрегатора и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра, которая должна быть предоставлена не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса.
- Признает информационный ресурс новостным агрегатором и включает его в реестр;
- Определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение новостного агрегатора в Интернете;
- Направляет провайдеру хостинга уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца агрегатора;
- Фиксирует дату и время направления уведомления в соответствующей информационной системе.
После получения данных федеральный орган исполнительной власти направляет владельцу уведомление о включении его информационного ресурса в реестр с указанием требований законодательства РФ, применимых к данным информационным ресурсам (п.6).
В случае, если доступ к новостному агрегатору на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее одного миллиона пользователей, он, по заявлению его владельца, исключается из реестра, о чем владельцу направляется соответствующее уведомление. Он может быть исключен из реестра при отсутствии заявления его владельца, если доступ к нему на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее одного миллиона пользователей сети (п.7).
В случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения новостной информации с нарушением законодательства РФ уполномоченные государственные органы вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти посредством заполнения электронной формы на его официальном сайте с приложением решения суда или решения указанного государственного органа с требованием принять меры по прекращению распространения такой информации. Форма и порядок направления требования и прилагаемых к нему документов определяются федеральным органом исполнительной власти (п.8).
В случае получения требования и документов федеральный орган исполнительной власти в течение 24 часов с момента их получения рассматривает их и направляет владельцу новостного агрегатора предписание, в том числе посредством системы взаимодействия о незамедлительном прекращении распространения информации (п.9).
Мой комментарий: Учитывая, как работают агрегаторы, через 24 часа спорная новость уже, скорее всего, пропадет из ленты. Правда, теперь ее требуют хранить 6 месяцев :(
Для справки: В законе также установлено, что для целей настоящей статьи, под новостной информацией понимается общедоступная информация, полученная из средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также иных источников (п.10). При этом информационные ресурсы, которые зарегистрированы в соответствии с законом в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами (п.11). Владельцем новостного агрегатора может быть только российское юридическое лицо или гражданин РФ (п.12). Владельцы агрегаторов, Вы поняли намек? :)Одновременно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен нормами, устанавливающими наказания за неисполнение этих требований. В него включена новая статья 13.32 «Неисполнение обязанностей владельцем новостного агрегатора». Владелец может быть оштрафован:
- Гражданин - на сумму от 3 до 5 тысяч рублей;
- Должностные лица - от 30 до 50 тысяч рублей;
- Юридические лица - от 300 до 500 тысяч рублей.
- Хранить в течение шести месяцев распространенную им новостную информацию, сведения об источнике ее получения, сведения о сроках ее распространения;
- Обеспечить доступ к ней Роскомнадзора посредством системы взаимодействия.
- На граждан – штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей;
- На должностных лиц - от 200 до 400 тысяч рублей;
- На юридических лиц - от 600 тысяч до 1 миллиона рублей (ч.1).
Мой комментарий: Поражает, выражусь политкорректно, ограниченность умственных способностей тех, кто разработал и одобрил данный документ.
Неужели нельзя было задать себе несколько простых вопросов: каким образом электронный каталог новостей должен на практике, без нарушения гражданских прав и свобод и прав коммерческих организаций, без произвола и своеволия делать все то, о чем они написали? Как автоматическая программа, которая просто собирает ссылки на новости, может определить, фальсифицируются события в какой-либо статье, или же в ней дается альтернативная точка зрения? Каким образом можно запрограммировать определение того, где идет распространение информации о человеке с нарушением гражданского права, а где нет?
Понятно, что у российских законодателей технических знаний ещё меньше, чем правовых – но ведь можно было хотя бы проконсультироваться с ведущими агрегаторами, прежде чем браться за перо!
Смехотворность закона можно увидеть, если попытаться применить такие же требования в отношении каталогов, которые ведут библиотеки, архивы и многие другие учреждения. А ведь по сути своей новостные агрегаторы являются каталогом ссылок на статьи и/или новости…
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200019
Комментариев нет:
Отправить комментарий