Как часто бывает в жизни, когда одни борются за создание электронных архивов, другие этому противодействуют :)
Центральный районный суд г. Красноярска в декабре 2018 года вынес решение по делу №2-7627/2018, в котором гражданка пыталась оспорить возложенные на неё обязанности формирования электронного архива. При этом гражданка сама проявила инициативу и предложила своему руководству перевести работу по взаимодействию с Росреестром в электронный вид, однако когда обязанности по переводу в электронный вид бумажных подлинников документов, которые хранились в архиве, были возложены именно на неё, она категорически отказалась это делать.
Суть спора
Гражданка обратилась в суд с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. Свои исковые требования она мотивировала тем, что работает в департаменте с 2002 года, состоит в должности главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры.
Мой комментарий: То есть речь идет о кадровом работнике с большим опытом работы на данном участке.
Гражданка была несогласна с возложением на неё обязанности формирования электронного архива. В её должностной инструкции ранее (до последней редакции) отсутствовала обязанность сотрудника отдела формировать электронный архив, это была прерогатива отдела кадровой и организационной работы. Более того, в положении по отделу, утвержденном в 2016 году, эта функция отсутствует - функцию «формирование электронного архива» включили в положение в феврале 2018 года, сотрудников (в т.ч. истца) с данным положением не ознакомили.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в своей деятельности руководствуется Положением о департаменте, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска в мае 2013 года, в котором отсутствуют функции формирования электронного архива. Более того, в департаменте отсутствует положение об электронном архиве. В положении об отделе формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры с момента создания отдела отсутствует функция формирования электронного архива (кроме последней редакции); у сотрудницы в должностной инструкции отсутствует функция формирования электронного архива (кроме последней редакции), Гражданка обжалует должностную инструкцию в судебном порядке.
Мой комментарий: Нет ничего удивительного в том, что функции структурных подразделений и должностные обязанности сотрудников со временем претерпевают изменения, тем более в условиях активного внедрения информационных технологий. Правда, все эти изменения, особенно добавление новых обязанностей, обычно согласовываются работодателем и работником, и, как правило, работнику лишние усилия компенсируются дополнительными «плюшками» в виде повышения в должности и увеличения заработной платы. В данном случае, похоже, руководство решило применить только командно-административные меры воздействия - и просто в приказном порядке заставить сотрудника взять на себя дополнительные обязанности, на которые он не соглашался.
У сотрудницы было своё представление о том, как нужно создавать электронный архив и кто должен был заняться его наполнением. По её мнению, при создании электронного архива в департаменте следовало бы сотрудникам отдела кадровой и организационной работы с привлечением сотрудников департамента провести инвентаризацию технической документации, так как в архиве департамента, возможно, имеется дублирующая техническая документация на один и тот же объект; провести инвентаризацию архива и других информационных систем.
Она считала, что в департаменте не должно быть архива департамента и должности «архивариус», так как положения федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле» регулируют отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от форм собственности.
В администрации города имеется архив согласно приказу от 23.02.2001 329-уд «Об утверждении положений о структурных подразделениях управления делами администрации города». Муниципальный архив является структурным подразделением управления делами администрации города, он не является юридическим лицом, подчиняется непосредственно заместителю главы города - управляющему делами администрации города; материально- техническое обеспечение осуществляет администрация города. Список источников комплектования архива утверждается главой города или заместителем главы города - управляющим делами.
В соответствии с федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность подачи документов с помощью электронного портала госуслуг. В связи с этим истцом ранее предлагалось создание электронных образов документов в реестре (на сегодня это ЕМГИС), положение о котором отсутствует, - таким образом, процесс формирования электронного архива следует вести в информационной базе ЕМГИС.
Формирования электронного образа документов для государственной регистрации вещного права и обременений в ЕМГИС почти что нет, за исключением некоторых (распоряжений).
Подача документов на регистрацию через электронный портал на сегодня организована крайне плохо, поэтому сотрудники, в том числе истец, осуществляют государственную регистрацию через МФЦ. Сотрудница в октябре 2017 года предложила руководству департамента работать с Росреестром в электронном виде, при этом электронную подпись заместителя главы города - руководителя департамента ей предоставили только в январе 2018 года.
Гражданка просила:
- Обязать ответчика отменить поручение начальника отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры в части формирования электронного архива департамента;
- Обязать ответчика внести в Положение о департаменте, утвержденное распоряжением администрации города от 23.05.2013 №110-р в раздел «функции» формирование электронных образов документов в формате PDF в ЕМГИС;
- Обязать ответчика разработать регламент работы, где закрепить за соответствующим отделом департамента функции формирования электронного архива с нормированием работы;
- Обязать ответчика разработать положение об электронном архиве;
- Издать приказ совместно со специалистами Росреестра о создании рабочей группы в части государственной регистрации на объекты недвижимости в целях формирования, управления и отчуждения объектов муниципальной собственности;
- Обязать ответчика создать инвентаризационную комиссию в целях проведения инвентаризации нефинансовых активов, внесения данных в электронный архив;
- Обязать ответчика разработать распоряжение на уровне города для передачи технической документации и других документов (в частности, распоряжения давних лет) в архив города.
Гражданка в судебном заседании пояснила, что просит отменить все поручения начальника отдела в части формирования электронного архива. Поручения, копии которых имеются в материалах дела, она исполнила, - но данные поручения являются неправомерными, так как в положении о департаменте нет функции, которую ей поручают. Это является возложением на истца дополнительных обязанностей, а в отделе и так много работы.
Ведение электронного архива является обязанностью отдела организационно-кадровой работы. Руководство департамента вправе внести изменения в Положение о департаменте. Разработать регламент работы с электронным архивом, необходимо, так как у истца рабочий день 8 часов, за это время она физически не успевает выполнить порученную работу, электронный архив очень плохо функционирует.
Создание рабочей группы совместно со специалистами Росреестра необходимо для оперативного решения задач, руководство департамента не знает проблем, возникающих при регистрации. Отсутствием рабочей группы нарушаются трудовые права истца, так как она хочет работать грамотно. Создание инвентаризационной комиссии необходимо, так как техническая документация терялась, невозможно работать. Ответчик работает неправильно, истец, как муниципальный служащий, вправе вносить предложения для более качественной организации работы, в интересах муниципального образования.
Позиция Центрального районного суда г. Красноярска
Гражданка состоит на муниципальной службе в должности главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
В соответствии с Положением об отделе формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента, утвержденным заместителем главы города- руководителем департамента 19.02.2018, задачами отдела являются, в том числе, формирование электронного архива департамента посредством внесения электронного сканированного образа документа в формате PDF, бумажный носитель которого находится на хранении в архиве департамента (в отношении технических паспортов и(или) технических планов и(или) кадастровых паспортов объектов инженерной инфраструктуры (пункт 2.10).
В соответствии с должностной инструкцией главного специалиста отдела, утвержденной исполняющим обязанности руководителя департамента в ноябре 2017 года, главный специалист отдела обязан своевременно и качественно исполнять законные письменные и/или устные распоряжения, поручения руководителя департамента, и/или заместителя руководителя департамента и/или начальника отдела. (пункт 2.1).
В целях ведения реестрового учета объектов, в том числе, он обязан своевременно и качественно и достоверно осуществлять работу по формированию электронного архива департамента посредством внесения электронного сканированного образа документа в формате PDF, бумажный носитель которого находится на хранении в архиве департамента (в отношении технических паспортов и/или технических планов и/или кадастровых паспортов объектов инженерной инфраструктуры; вносить электронный сканированный образ документа в формате PDF, являющийся основанием для внесения изменений в реестре муниципальной собственности, в форму объекта реестрового учета (пункт 2.3); в установленные начальником отдела сроки отчитываться о проделанной работе, представлять начальнику отдела, заместителю руководителя департамента, руководителю департамента документы, подтверждающие выполненную работу (пункт 2.9).
С указанной должностной инструкцией гражданка была ознакомлена в ноябре 2017 года.
Истцом в материалы дела представлены письменные поручения начальника отдела, которыми в соответствии с должностными обязанностями ей поручалось провести работу по формированию электронного архива департамента с указанием конкретных сроков исполнения.
Суд подчеркнул, что выполнение функций по формированию электронного архива департамента входит в перечень задач отдела, и включено в перечень ее должностных обязанностей.
По мнению суда, положение об отделе формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента и должностная инструкция истца были утверждены руководителем департамента в пределах предоставленных ему полномочий; работа по формированию электронного архива, порученная истцу начальником отдела, входит в круг её должностных обязанностей, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности отменить поручения начальника отдела, данные сотруднице, суд не усматривает.
Требования истца о возложении на ответчика обязанности внести в положение о департаменте в раздел «функции» формирование электронных образов документов в формате PDF в ЕМГИС суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку указанное положение утверждено администрацией г. Красноярска, руководитель департамента полномочиями на внесение в него изменений и дополнений не наделён.
Исковые требования в части возложения на ответчика обязанности разработать регламент работы, где закрепить за соответствующим отделом департамента функции формирования электронного архива с нормированием работы; разработать положение об электронном архиве; издать приказ совместно со специалистами Росреестра о создании рабочей группы в части государственной регистрации на объекты недвижимости в целях формирования, управления и отчуждения объектов муниципальной собственности; создать инвентаризационную комиссию в целях проведения инвентаризации нефинансовых активов, внесения данных в электронный архив; разработать распоряжение на уровне города для передачи технической документации и других документов (в частности, распоряжения давних лет) в архив города, истец мотивирует тем, что указанные действия, по её мнению, направлены на улучшение работы департамента и истец, как муниципальный служащий, вправе вносить предложения о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления.
Между тем, предоставление такого права муниципальному служащему (пункт 5 части 1 ст.11 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») не корреспондируется с обязанностью руководства органа местного самоуправления безусловно исполнять такие предложения, и непринятие предложений ответчиком не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.
Возложение на ответчика таких обязанностей будет являться вмешательством суда в организационную и хозяйственную деятельность департамента, что недопустимо и не может осуществляться в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований сотрудницы к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности отменить поручение в части формирования электронного архива департамента, внести изменения в положение о департаменте, разработать регламент работы, положение об электронном архиве, издать приказ о создании рабочей группы, создать инвентаризационную комиссию, разработать распоряжение – отказать в полном объеме.
Мой комментарий: В данном случае в судебном деле фактически была изложена позиция сотрудницы, которая предлагала изменить организацию работы по созданию электронного архива, которую руководств подразделения не поддержало. Однако в ряде предложения сотрудницы был, с моей точки зрения, определенный здравый смысл. Например, вполне правомерно был поставлен вопрос о том, почему именно опытный работник делового структурного подразделения в одиночку должен был заниматься сканированием бумажных документов – ведь со сканированием может справиться любой технический работник без высшего образования и большого опыта работы.
На этом споры в организации не завершились, наоборот, они перешли на более высокий уровень – сотрудницу начали привлекать к дисциплинарным взысканиям за неисполнение возложенных на неё обязанностей. Но об этом – уже в следующем посте.
(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2022/06/blog-post_04.html )
Источник: сайт Центрального районного суда г. Красноярска.
https://centr--krk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=171485935&delo_id=1540005&new=&text_number=1
Комментариев нет:
Отправить комментарий